ТУШИНО В ВОЕННЫЕ ГОДЫВ первый месяц Великой Отечественной войны наряду с призывниками ушли в армию сотни добровольцев, несмотря на бронь, которую давали тушинские оборонные предприятия.
Главное направление ударов фашистской авиации проходило по юго-западному и северо-западному секторам: через Павшино, Строгино и Щукино, через Троицкое-Лыково и Серебряный Бор. Это был кратчайший путь на Москву, давно освоенный международной авиацией. 14 июля 1941 г. командующий Московской зоной генерал-майор Громадин приказал "замаскировать тщательно все батареи, расположенные в районе Рублева, Глухова, Павшина, так как до войны по этой трассе летали немецкие самолеты".
К началу воздушного наступления фашистов в составе 1-го корпуса ПВО были сосредоточены 1 044 зенитных орудия, 336 зенитных пулеметов, 124 аэростата заграждения, более 300 прожекторов, 500 постов воздушного наблюдения и связи. 6-й авиакорпус имел в своем составе 602 самолета-истребителя; к корпусу была прикомандирована отдельная эскадрилья ночников и летчиков-испытателей под командованием полковника Юмашева.
Деревням - Троицкому-Лыкову, Строгину, Щукину, Рублеву, Мякинину - выпало на долю стать форпостом обороны Москвы. Рельеф Тушинского района оказался очень удобен для расположения войск ПВО. Каждая батарея с естественной высотки видела соседей так отчетливо, что можно было использовать не только телефонную связь, но и сигнальщиков.
К северо-западу от Строгина, за Москвой-рекой, на широких колхозных полях расположился 251-й зенитный полк, входивший в 1-ю бригаду ПВО Москвы. Полк дислоцировался в 25 км от центра Москвы по Волоколамскому, Ильинскому и Пятницкому шоссе.
С территории Строгина Москву прикрывал 1744-й зенитный артиллерийский полк, командовали которым полковник Филимошкин и начальник штаба лейтенант Кибальников. Его южным соседом был 193-й полк. Прикрытие Москвы было эшелонированным. Истребительному полку и войскам ПВО помогали прожекторный полк и полк аэростатного заграждения.
В ближайшем окружении располагались следующие зенитные батареи:
3-я батарея разместилась рядом с деревней Мякинино. Она была известна тем, что на ней был установлен первый в Великой Отечественной войне радиолокатор "СОН", который улавливал звук приближавшегося самолета за 60 км и, конечно же, оказывал неоценимую помощь зенитчикам.
16-я батарея находилась у деревни Пенягино, а неподалеку от нее была установлена ложная батарея.
19-я батарея располагалась южнее центра деревни Строгино.
20-я батарея располагалась западнее Строгина на берегу Москвы-реки, откуда открывался обзор на Павшино, Тушино и Мякинино. В районе платформы Трикотажной и села Спас располагался взвод аэростатного заграждения.
Значительные потери в авиации заставили гитлеровское командование сократить число самолетов, участвовавших в налетах на Москву. Во второй половине августа и в сентябре немецкая авиация производила в основном лишь беспокоящие налеты. Основная нагрузка в борьбе с ними приходилась на воинов-зенитчиков. Были и потери. В Митино была развернута медсанчасть, в санатории "Архангельское"- госпиталь.
С началом битвы под Москвой возобновились массированные налеты авиации противника. Всего за июль-декабрь фашистская авиация предприняла 122 налета на советскую сто¬лицу. В них участвовало 7 146 самолетов, из которых к столице прорвались немногим больше 3%. За это время части ПВО Москвы уничтожили 952 и подбили свыше 130 фашистских самолетов.
В самые тяжелые дни Московской битвы часть зенитных батарей и прожектористов были выдвинуты на опасные противотанковые направления в районах Глухова, Чернева, Новоникольского, но фашисты были остановлены, не дойдя до этих рубежей.
После того как гитлеровцы были отброшены от Москвы, противовоздушная оборона столицы до конца войны оставалась на своих боевых рубежах и не раз вступала в сражения с фашистскими стервятниками. Несомненно, это отражалось и на жизни мирного населения города Тушина, который был ближайшими форпостами на подступах к Москве.
Такой объект как Химкинская плотина не мог остаться без внимания врага. Но саперы сумели защитить плотину. Чтобы изменить очертания береговой линии, они на плотах установили макеты домов и посадили деревья; башни шлюзов, служивших прекрасными ориентирами, прикрыли маскировочными сетями и растительностью, а для защиты от диверсантов перед плотиной установили противоминные заграждения.
Немецкая аэрофотосъёмка июля 1941 г. Снят район, примерно, от современной МКАД до
ул. Свободы (в правой части фото) и от аэродрома до ул. Пионерской/Фабрициуса. Видна река Сходня, сливающаяся с деривационным каналом и впадающая в Москву-реку. Реку пересекают Волоколамское шоссе и, чуть выше — Рижская ж.д. В правом нижнему углу — Тушинский аэродром. В правом верхнем углу — завод им. Молотова (ныне Тушинский машиностроительный завод), рабочий посёлок (Новый посёлок), на самом краю фотографии — кусочек поля Захарковского аэродрома ГВФ. В верхнем левом углу виден Сходненский ковш вокруг изгиба рекиОборонные предприятия осенью 1941 г. были эвакуированы из Тушина на восток. Был эвакуирован и Центральный аэроклуб, а Тушинский аэродром стал базой санитарной авиации. Однако уже в 1942 г. оба завода возобновили работу и в дальнейшем превзошли довоенный уровень. Авиационный завод за годы войны произвел более 1500 самолетов-истребителей. Достижения моторостроительного завода наконец-то отразились на судьбе главного разработчика дизельных двигателей А.Д. Чаромского. В 1943 г. он назначен главным инженером завода с присвоением звания генерал-майора и награждением Сталинской премией. Любопытная деталь: министерству пришлось выделить деньги на изготовление ему парадной генеральской формы для торжественного приема, так как полученную премию Алексей Дмитриевич перевел на восстановление своего родного города Ленинграда.
В июне 1943 г. было принято решение о выводе Тушина из состава Красногорского района и предоставлении ему статуса города областного подчинения. В соответствии с этим решением в состав города вошел рабочий поселок Покровское-Глебово.
Переход к производству мирной продукции начался задолго до окончания войны. В 1944 г. авиационный завод переводится на производство троллейбусов, а моторостроительный - на производство троллейбусных моторов и узлов. Произведенные в Тушине троллейбусы и трамваи МТБ-82 были хорошо знакомы москвичам. Улучшилось и транспортное сообщение города с Москвой: была проложена трамвайная линия от станции метро "Сокол", в феврале 1945 г. открылось движение пассажирских электропоездов через станцию Тушино Московско-Рижской железной дороги.