Автор Тема: Тольтеки – варвары ставшие мудрецами  (Прочитано 1418 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Олег Бунтарев

  • Писатель
  • БОЛЬШОЙ ДРУГ
  • Друг
  • *****
  • Сообщений: 15463
  • Country: ru
  • Репутация: +10470/-0
  • Пол: Мужской
  • Здравствуйте друзья
    • Просмотр профиля
Тольтеки – варвары ставшие мудрецами

 Се Акталь Топлицин Кетцалькоатль –  император тольтеков и майя, повелитель легендарного Города Чичен-Ицы в окружении десятка соратников и вельмож  тольтеков, знатных майя,  с немногочисленной охраной направлялся в сторону строящегося храма посвященного  Кетцалькоатлю «Пернатому Змею».  Этот мудрый Бог, по мнению тольтекского императора, был единственным божеством, которому стояло поклоняться. После завоевания города, он решил упразднить многих богов. Но слишком велико было давление, как со стороны многих собственных соратников тольтеков, так и аристократов майя, выразивших готовность почитать Топлицина, своим повелителем соблюсти древнюю традицию. Но он настоял, на том, чтобы больше не было никаких человеческих жертвоприношений. Этим он хотел воплотить свою мечту, из-за которой был когда-то изгнан кровавыми жрецами из Толлана, столицы тольтекского царства. Последняя человеческая жертва, принесённая в Чичен-Ице, был её бывший правитель и его ближайшие советники и военноначальники. Его ближайшие друзья и соратники настояли на соблюдении старых традиций. Впрочем, умный и дальновидный политик, Кетцалькоатль, понимал, что оставив в живых соперника, он рискует получить бесконечную войну.

Правитель Чичен-Ицы лично хотел посмотреть на ход работ. Пять лет он правил этим величественным и священным, для покорённых им майя, городом.


Это должен быть самый грандиозный в стране майя и тольтеков, храм, посвящённый, Пернатому Змею.

Появление правителя, наконец, заметил Шачикаль, главный зодчий храма, до этого что-то очень живо обсуждавший со своим учеником.

   — Прости повелитель, -  Шичикаль, с уважением поклонился.

   — Вижу, вижу, работа продвигается, — довольно сказал ему император.  Он внимательно осмотрел, огромное строящееся сооружение. Подошёл к каменотёсам, о чём-то спросил их, а затем внимательно выслушал.

Тольтекский повелитель сам принимал участие в проектировании храма Кетцалькоатля, и очень гордился этим. Храм должен быть выстроен, таким образом, чтобы внутри его оказался другой храм, посвящённый особо почитаемому майя богу дождя, Чаку. Храм  Пернатого Змея, кроме всего прочего был задуман, как гигантский календарь, использование которого имело очень большое практическое значение. По замыслу главного зодчего  Шичикаля, и самого император Топлицина, храм должен был иметь 51 метрв высоту,  а каждая из четырёх сторон пирамиды должна была иметь 94 ступеньки, символизирующие количество дней в году. А 52 секции, из которых будет состоять храм, должны символизировать 52 годичный цикл. Восемнадцать террас будут символизировать 18 месяцев ритуального года.


Тольтеки— «умельцы», так прозвали этот народ ацтеки, считавшие их своими учителями. История этого удивительного народа, не столь загадочная и таинственная, как история основателей первой цивилизации Мезоамерики, ольмеков. но и в ней встречается много тёмных пятен. Но всё-таки эта самобытная и очень интересная культура достаточно хорошо изучена, благодаря ацтекским хроникам. О культуре тольтеков, написано много книг и статей. Но тема настолько интересная, что о ней будут писать много интересного и дальше.

 Миграция предков тольтеков, с северной части Мексики, в центральную Мексику, началась в начале VIIIв. н. эры. Более цивилизованные народы, населявшие в те времена центральную Мексику и Юкатан, называли их «чичимеками», в переводе варварами. Вскоре они покорили эти народы.  И поначалу даже разрушали города. Так случилось со знаменитым городом Теотиуаканом.Но впоследствии тольтеки дали вторую жизнь этому городу, сделав его ещё более величественным и прекрасным. У этих варваров, было большое стремление стать культурным народом,  получив  знания покорённых ими народов. И они в этом преуспели, превратившись из чичимеков, в тольтеков (мудрецов, умельцев). Пример тому Теотиуакан, тольтеки преуспели в строительстве города, при этом оставив многое из того что построенного теотиуаканцы в первоначальном виде. Но их сооружения прекрасно гармонировали с тем, что было построено до них. Произошло слияние двух культур, более древней культуры теотиуаканцев, и молодой,  но яркой и талантливой культуры тольтеков.

 Легендарной личностью, в истории становления цивилизации тольтеков, был великий вождь  Мишкоатль “Облачный Змей”. Именно этот человек, возглавил союз племён чичимеков,  и, покинув “Чикомсток”, толи свою древнюю землю, толи отправную точку похода, отправился на юг. Одним из первых завоеванных Мишкоаталем городов, стал город Кулукан.  Этот город, вскоре стал первой столицей тольтеков.  Чтобы узаконить свои права как правителя города, Мишкоатль, взял в жёны дочь старого правителя города, принцессу по имени Чимаман. Такая политика, соединения кровными узами новых и старых правителей, проводилась практически всеми народами Мезоамерики. В дальнейшем дети от таких союзов. Имели все законные права на власть, как в глазах победителей, так и в глазах побеждённых. Так поступали и простые воины, бравшие себе в жёны девушек и женщин покорённых народов. Таким образом, проходила ассимиляция между племенами и народами Мезоамерики.

Успешный военный поход Мишкоатля, завершился покорением Теутиуакана,  ближних к нему городов и земель.

Ещё одной не менее и  известной и выдающейся личностью был сын Мишкоатля и Чимаман, Кетцалькоатль. Его полное имя звучало так, Се Акталь Топлицин Кетцалькоатль, что значило «Один Тростинка Принц Пернатый Змей». Своё детство и юность, Кетцалькоатль провел в городе Тепостлан, что рядом с культурным и религиозным центром, Шичокалько.

 Кетцалькоатлю, так никогда и не пришлось увидеть своего отца Мишкоатля. В результате политических интриг и борьбы за власть, он был убит своими бывшими сподвижниками. Когда юноша повзрослел, он с помощью оставшихся верным его отцу соратников аристократов, вернул принадлежавшую ему по праву власть в Кулукане.

В 980 г. на короткое время Топлицин, делает своей столицей город Тулансинго, а потом Толлан. Вскоре Толлан, становиться новым политическим, религиозным и культурным центром Империи Тольтеков. С приходом к власти в Толлане, Кетцалькоатля, город получил мощный толчок к своему развитию. Он распорядился возводить много новых храмов, монументальных памятников и зданий. В долине Мехико, это стал самый богатый и красивый город, слава о нём, разнеслась по всей Центральной Америке. О процветании Толлана той эпохи, свидетельствует, прекрасно сохранившийся до нашего времени великолепный храм Тлауискальпантекутли (Венеры). Этот храм становится образцом нового течения в тольтекской архитектуре. Ему дали название «воено-религиозное искусство».  К храму вела величественная дорога, состоящая из платформы, она была укреплена тремя рядами колон, соеденнёных  друг с другом резными перемычками из камня.  Там же находилось специальное углубление, предназначенное для вечного огня. Это грандиозное сооружение, вызывает восхищение у всех, кому довелось его увидеть.


Что бы усилить и сосредоточить власть в своих руках, а так же усилить влияние на регионы Топлицин проводит политические  реформы.  Одновременно он решает провести религиозные реформы. Он желает объявить бога Кетцалькоатля, верховным, а по возможности единственным богом тольтеков. Он запрещает человеческие жертвоприношения, разрешив приносить в жертву Пернатому Змею, лишь птиц, бабочек и змей. Культ Кетцалькоатля, был распространен практически у всех культурных народов Мезоамерики. Майя называли его Кукулькан. В мифологии майя, повествуется о бледнолицем боге с бородой, прибывшим в Мезоамерику откуда-то с востока, он дал людям знания, научил письменности искусству, ремёслам. Завещал соблюдать законы справедливости и добра, а затем отбыл обратно, обещая вернуться, когда придёт время. Кем был бледнокожий бородатый бог и откуда прибыл? Кем был этот мудрец, выполнявший столь важную и благородную миссию, среди диких народов населявших Мезоамерику. Выходцем со старого Света, или одним из чудом спасшихся после катастрофы атлантом, передававшим часть сохранившихся знаний. Об этом можно лишь гадать,  Ведь существует много гипотез, о посещении выходцев со Старого Света, даже Китая и Океании, берегов Америки, задолго до Колумба.

Вероятнее всего культ Пернатого Змея и легенды о нём пришли от ольмеков к майя.  Затем этот культ переняли тольтеки, а в более поздний период ацтеки, так же как и культ Тецкатлипоки «Дымного Зеркала».  Майя и тольтеки верили, что жрецы культа использовали магию Дымного зеркала, чтобы проникать в прошлое и будущее. Культ Кетцалькоатля, пользовался огромной популярностью, особенно у простых слоёв тольтекского общества, а реформы, отменяющие человеческие жертвоприношения, получили широкое одобрение. Но со стороны многих жрецов поддерживающих многобожество, эти реформы встретили жёсткий отпор. Особенно яростным, были сопротивление жрецов культа Тецкатлипоки. Этот культ был самым кровавым, и постоянно требовал человеческих жертвоприношений. В результате интриг и ряда дискредитаций, жрецам удалось подорвать авторитет Топлицина Кетцалькоатля, и добиться его изгнания из Толлана. Император тольтеков, был вынужден покинуть город, и спасаться бегством. Произошло это в 987 г.. В том же году изгнанный правитель тольтеков, захватил Чичен-Ицу.  И те времена Чичен-Ица, была одним из самых значимых и влиятельных городов майя, на полуострове Юкатан. Правитель Чичен-Ицы и ряд его ближайших сановников, по обычаю тольтеков, были принесёны в жертву богу Солнца.

Прежде, чем захватить Чичен-Ицу, Топлицин выиграл морское сражение, а затем и сухопутную битву, после которой захватил город. Описание этих исторических событий, были найдены и прочитаны в Храме Воинов, находящегося в Чичен-Ицы. При Топлицыне, город достиг своего наивысшего расцвета. Как до этого в Теутиуакане, тольтеки сооружали величественные храмы и здания, во многом в архитектурном плане отличавшиеся от того, что строили майя, но очень гармонично сосчитавшиеся с архитектурой майя. <o:p></o:p>

Тольтеки Чичен-Ицы, всячески развивали и поддерживали, отношения, с тольтеками Толлана. Владычество тольтеков, на Юкатане, закончилось в начале XIIIвека. Тольтеки были разгромлены обедненным  войском трёх городов майя, (Ушмаля, Майяпана и Ицмаля).

После бегства Топлицина Кетцалькоатля из Толлана, правителем города стал Матлакшочитль, а после него, городом правило ещё 9 правителей тольтекской династии. Последним правителем тольтекской династии стал Уэнак, правивший целых 76 лет!

В 1168 г. он перенёс столицу из Толлана, в Чапультепек, а затем совершил ритуальное самоубийство. В 1200 году Империя тольтеков, прекратила своё существование. Столица Толлан, была уничтожена варварами – чичимеками, как когда-то, сами тольтеки варвары тоже пришли с севера.

В духовном и философском аспекте, жизнь тольтеков, делилась на две реальности. Тольтеки считали, что они одновременно живут в каждой из них. В основе каждой реальности, заложена первичная Энергия-Дух. Они полагали, что окружающий их мир, одно из видимых воплощений. Все животные, растения и сами люди, самовыражение бога и являются священным, а цель жизни любого из тольтеков, это осознание своей связи с Духом. Эта божественная часть всегда находится рядом с человеком, надо только достичь внутренней гармонии. Через познание жизни, познаётся мир и лежит дорога к Богу. Не правда ли, очень напоминает восточную философию? Это ещё одно косвенное подтверждение, тому, что проникновение в Мезоамерику, представителей других культур не голая гипотеза, а вполне вероятные факты. Например, имеющиеся в Китае документальные записи, о путешествии китайского монаха Хоэй Шина, которое он совершил в Америку в V веке н. эры.


К тому времени, когда конкистадоры Кортеса завоевали Мексику, и рухнула самая грандиозная в Мезоамерике, Империя Ацтеков, тольтеки уже были легендой. Об этом искусном, трудолюбивом и мудром народе, осталось много преданий и памятников их эпохи. Ацтеки считали, их своими учителями, и гордились этим. Примеров их искусного таланта, может послужить уникальная пирамида в городе Толлане. Эта ступенчатая пирамида, богато украшена барельефами с изображениями воинов – ягуаров, и воинов – орлов. Крыша этого воинского храма поддерживалась четырьмя монументальными каменными фигурами воинов, высота которых достигает 4,6 м.

И пусть в масштабе Всемирной Истории, эпоха Тольтеков это всего лишь небольшой эпизод, но зато яркий, насыщенный и очень интересный!

faktnepoznannogo.ru
Защити слабого, огради беззащитного, порази лицемерного и срази врага РОДИНЫ.  :+++=:

Мои произведения