«Алмаз-Антей» потребует от ЕС компенсацию за санкции и эксперимент
Руководство госконцерна приняло решение включить 10 млн рублей, затраченных на эксперимент по восстановлению картины крушения малайзийского Boeing, в иск к ЕвросоюзуГосконцерн «Алмаз-Антей» включит понесенные убытки от введенных против него санкций со стороны Евросоюза, а также затраты на исследование по выяснению причин катастрофы малайзийского Boeing-777 в исковое заявление об аннулировании санкций, которое подано в общий суд Евросоюза в Люксембурге. Общая цифра финансовых потерь не разглашается, однако счет идет, вероятно, на миллионы долларов. В итоговую сумму войдут также и затраты в размере 10 млн рублей на эксперимент, моделирующий катастрофу малайзийского Boeing под Донецком. Об этом «Известиям» рассказал генеральный директор «Алмаз-Антея» Ян Новиков.
17 июля 2014 года на Украине потерпел крушение малайзийский Boeing, в котором находились 298 пассажиров. Главной версией в западных СМИ стало предположение о том, что самолет был сбит донецкими ополченцами ракетой «земля–воздух» комплекса «Бук», который якобы привезли из России. На концерн «Алмаз-Антей» были наложены санкции как на производителя «Бука».
— Несмотря на достаточно большую стоимость работ, финансирование исследования причин катастрофы малайзийского Boeing-777 в небе над Украиной концерн провел полностью за счет собственных средств — в том числе и полномасштабный натурный эксперимент. Стоимость эксперимента составила порядка 10 млн рублей. В результате введения международных санкций концерн ПВО «Алмаз-Антей» понес финансовые потери, а также была поставлена под сомнение деловая репутация концерна. Мы считаем это достаточной причиной для того, чтобы подтвердить результатами натурного эксперимента теоретические выкладки наших экспертов, призванные доказать непричастность концерна к трагедии на юго-востоке Украины, — сообщил «Известиям» Ян Новиков.
По его словам, «Алмаз-Антей» будет требовать компенсации от Евросоюза при рассмотрении дела в Европейском суде.
— По итогам консультаций с адвокатами было подтверждено, что мы имеем возможность включить понесенные затраты в сумму иска, — подчеркнул гендиректор концерна.
Концерн ПВО «Алмаз-Антей» ранее подал иск в общий суд Евросоюза в Люксембурге об аннулировании санкций, введенных против компании. Ведущий в мире производитель зенитных ракетных систем и комплексов, радиолокационных станций также требует объяснить включение компании в санкционные списки.
Сейчас к иску прибавится дополнительно и компенсация понесенных потерь от незаконных санкций.
— Нашей целью не является поиск виновных в трагедии — это задача уголовного расследования. Наша задача достаточно понятна и узка: мы являемся компанией, которая понесла финансовые потери. Наша цель — доказать, что введенные против нас санкции не имеют под собой никаких оснований и должны быть сняты, — уточнил Ян Новиков, добавив, что концерн уже направлял итоги первых исследований в Нидерланды и готов отправить их еще раз.
При этом гендиректор отметил, что «Алмаз-Антей» намерен отстоять исключительно свое честное имя, а это достаточная причина для того, чтобы подтвердить результатами натурного эксперимента теоретические выкладки экспертов, призванные доказать непричастность концерна к трагедии на юго-востоке Украины. При снятии санкций концерн рассчитывает на возобновление поставок в полной мере.
— Несмотря на нестабильность нынешней политической и финансово-экономической ситуации в мире, очевидно, что весьма высокий спрос на экспортные поставки продукции военного назначения разработки и производства концерна сохраняется. Уверены, что сохранится он и в перспективе, — пояснил Новиков.
13 октября концерн ПВО «Алмаз-Антей» презентовал доклад, в котором опровергает результаты голландского предварительного доклада о причинах крушения гражданского самолета в небе над Украиной в июле 2014 года. Специалисты концерна провели два натурных эксперимента, на которых смоделировали последствия взрыва ракеты класса «земля-воздух» комплекса ПВО «Бук». Полученные результаты говорят о том, что ракета была запущена с территории поселения Зарощенское, а не поселка Снежное, как ранее предполагали голландские специалисты. К тому же эксперты концерна отмечают, что ракета, уничтожившая самолет, с 2011 года не применяется в российских частях противовоздушной обороны, что исключает причастность пророссийских повстанцев к гибели 298 пассажиров.
Практически одновременно с концерном свою версию о крушении Boeing представила и голландская сторона. Совет по безопасности Нидерландов высказал единственную версию — уничтожение самолета ракетой комплекса ПВО «Бук», причем зона, откуда эта ракета могла быть запущена, была расширена до 320 кв. км, что включает территории поселков Зарощенское и Снежное. Одним из пунктов несовпадения докладов голландцев и концерна «Алмаз-Антей» является тип запущенной ракеты, точнее, ее боевой части, так как голландцы признали, что запущенная ракета имеет маркировку «9м38», а вот боевая часть, по их словам, соответствует маркировке «9м38м1».
По словам гендиректора концерна, при проведении своего исследования «Алмаз-Антей» взаимодействовал с российскими экспертами, которые принимали непосредственное участие в расследовании похожей авиакатастрофы, произошедшей над Черным морем в 2001 году, когда украинской ракетой был сбит самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь». Эти же эксперты участвовали и в подготовке концерном полномасштабного натурного эксперимента. При этом в концерне признают существенную разницу в качестве и оперативности этих расследований — катастрофа Boeing расследуется больше года, а причины трагедии Ту-154, притом что обломки упали в море, были выяснены за считаные недели.
izvestia.ru