Автор Тема: О Джонатане Свифте и его главной книге  (Прочитано 3763 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Амина

  • БОЛЬШОЙ ДРУГ
  • Друг
  • *****
  • Сообщений: 8494
  • Country: ru
  • Репутация: +35152/-0
  • Пол: Женский
  • Будьте счастливы!
    • Просмотр профиля
О Джонатане Свифте и его главной книге


Джонатан Свифт

“Я вспоминаю, что, когда я был ещё мальчиком, однажды крючок моей удочки дёрнула большая рыба; я её уже почти вытащил на берег, как вдруг она сорвалась в воду. Разочарование мучает меня и по сей день, и я верю, что то был прообраз всех будущих моих разочарований”. Так писал о себе Свифт в письме к герцогу Болинброку. И действительно, судьба не баловала Свифта, скорее посмеивалась над ним. Не раз выпадала ему в жизни “счастливая карта”, но воспользоваться ею удавалось крайне редко. В жизни Свифта немало странного, он часто ставил в тупик и современников, и потомков, до сих пор ломающих себе голову над вопросом: что же это был за человек, Джонатан Свифт?


Иллюстрация к сатире Дж.Свифта «Сказка о бочке».

Английское издание 1747 г.C вифт родился в небогатой английской семье в Ирландии. Его отец умер незадолго до рождения сына, и мать отдала ребёнка на воспитание дяде. Четырёх лет от роду его уже отдали учиться. В 1684 году он поступает в Тринити-колледж в Дублине и в 1686 году получает степень бакалавра философии. Но этого было мало. Необходимо было продолжить обучение и получить степень магистра богословия, которая дала бы право Джонатану Свифту на получение духовного звания, а значит, и возможность стать священником в каком-то приходе и иметь пусть небольшой, но постоянный доход. Однако денег на продолжение обучения у Свифта не было.

Когда мы, вспоминая эпоху Просвещения, говорим о том, что третье сословие боролось за свои права, мы чаще всего думаем о купцах, ремесленниках, фабрикантах. Но третье сословие — это и те, кто не имел ни родового состояния, ни фабрики или иного “дела” — ничего, кроме знаний и ума. Как было заработать на жизнь писателю, мыслителю, естествоиспытателю? Авторского права, то есть возможности получать гонорар за свои опубликованные произведения, тогда не существовало — доход от продажи книги поступал не автору, а издателю и продавцу. Заработок приносили такие профессии, как врач, юрист, священник, но для того чтобы их получить, требовалось иметь магистерскую степень, а для этого — учиться в университете, что требовало денег. Если молодой человек какое-то время обучался в колледже или университете, но не завершил образования и не получил магистерскую степень, он мог рассчитывать на место учителя или секретаря при богатом и знатном человеке. Часто дворяне впоследствии назначали щедрую пенсию своим бывшим наставникам или помощникам. Но ещё чаще должность секретаря или учителя означала унизительное положение полуслуги в большом доме. Правда, был здесь и свой “шанс”: таланты молодого человека могли быть оценены кем-либо из посетителей его хозяина, им мог заинтересоваться весьма знатный человек, а то и сам король, дать денег на продолжение обучения или научных занятий, приблизить к себе...

Удача, казалось бы, улыбнулась неимущему Свифту — он поступил в 1689 году на службу секретарём к весьма влиятельному и образованному человеку Вильгельму Темплю. Но чуда не произошло, мгновенного взлёта не последовало, отношения с Темплем складывались долго и трудно. Правда, Темпль всё же помог Свифту продолжить обучение, и в 1692 году Свифт наконец получил в Оксфорде вожделенную степень магистра, а в 1695-м — сан священника англиканской церкви. Двумя годами раньше Свифт был послан с поручением от Темпля к королю, и если бы жизнь его развивалась по законам сказки или романа, то он стал бы по меньшей мере советником при короле. Но ничего такого не произошло, Свифт вернулся к Темплю (правда, отношения с ним стали уже налаживаться), а в 1695 году отправился в собственный приход Кильрут в Ирландии. Надо было добывать средства к существованию тяжёлым трудом приходского священника, да ещё и в необычайно глухом месте. Свифт не выдерживает жизни в Кильруте и возвращается к Темплю, с которым проживёт до самой его смерти в 1699 году. В своём завещании Темпль распоряжается, чтобы Свифт издал его сочинения, а доходом от их продажи пользовался сам. Свифт рьяно берётся за издание, но судьба опять не даётся в руки — никакого дохода издание не принесло. С 1700 года Свифт снова становится приходским священником в маленьком ирландском городке Ларакоре.


Фронтиспис (с изображением Гулливера) и титульный лист книги Дж.Свифта «Путешествия Гулливера»). Английское издание 1726 г.

Временами Свифт приезжает в Лондон, он энергично входит в литературную и политическую борьбу. Ещё при жизни Темпля, в 1697 году, Свифт написал свой первый памфлет-сатиру «Битва книг», в котором он выступал в защиту Темпля против французских писателей Перро и Фонтенеля и их английских последователей Ричарда Бентли и Вильяма Уоттона. В этой сатире уже проявляются парадоксальный ум и тяга к фантастике, свойственные последующим произведениям Свифта. А их с начала 700-х годов выходит множество. Это и знаменитая «Сказка о бочке, написанная для всеобщего усовершенствования человечества» (1704), где высмеиваются распри между католиками, кальвинистами и англиканами, а также и сама возможность “усовершенствования человечества”; это памфлеты, направленные против политических врагов. Свифт выступает на стороне вигов, он высмеивает тори, плетёт интриги, а в 1710 году переходит на сторону тори и борется вместе с герцогом Болинброком, премьер-министром королевы, за подписание Утрехтского мира.

Свифт полностью осознаёт силу своего пера, его боятся и почитают, его памфлеты полны мрачной иронии, и почти каждый из них становится причиной политического скандала. Вскоре определяется основная тема Свифта — борьба за права ирландцев. Он не был ирландцем, но родился в Ирландии, выслушивал ирландцев на исповеди (с 1713 года он становится настоятелем собора Святого Патрика в Дублине), ему ненавистно всё то, что угнетает и ущемляет “естественные права” человека, кем бы он ни был (так позже он будет описывать достижения диковинных “рас” — лилипутов, гуингнмов).

Итак, Свифт известен и почти богат, но счастлив ли он? Вряд ли мы были бы вправе задаваться этим вопросом, если бы не два обстоятельства. Первое: не будем забывать, что о возможности счастья как для отдельного человека, так и для всего человечества в эпоху Просвещения рассуждали так же серьёзно, как и о новых методах обработки тканей. А второе обстоятельство связано с тем, что сам Свифт ввёл в литературу имена двух женщин, с которыми его связывали странные отношения: возможно, что каждая из них в отдельности могла бы дать ему счастье, но получилось иначе.

В 1710–1713 годах выходит книга Свифта «Дневник для Стеллы». Это действительно дневник, записи в котором обращены к некой Стелле — возлюбленной автора, которая должна приехать к нему. Прототипом Стеллы была девушка Эстер Джонсон, с которой Свифт познакомился ещё тогда, когда она была ребёнком, воспитывал её, а потом и полюбил. Он не раз называл её самым близким себе человеком. В годы, когда писался «Дневник для Стеллы», Свифт действительно ждал её приезда. Она приехала, и они сочетались тайным браком в 1716 году. Но к этому времени к Свифту приехала ещё одна девушка, и тоже Эстер — Эстер Ваномри. И с ней Свифт был необычайно близок душевно, и её тоже называл “Стеллой”, то есть звездой. Она утверждала, что он обещал на ней жениться. Как было на самом деле? Почему Свифт сочетался с первой Эстер-Стеллой тайным браком? Многое непонятно в этой истории; соперницы ненадолго пережили одна другую — Эстер Ваномри умерла в 1723-м, а Эстер Джонсон в 1728 году. А в литературе остался поразительный по искренности «Дневник для Стеллы». Свифт же после смерти обеих Эстер чувствовал себя одиноким.

В 1726 году он пишет «Путешествия Гулливера», создаёт ещё немало новых памфлетов, но разум его слабеет, подступает сумасшествие. С 1742 года Свифт взят под надзор, а в 1745 году он умирает, завещав всё своё состояние (довольно большое) на постройку сумасшедшего дома.

У нас Свифт известен прежде всего как автор «Гулливера». Полностью книга называется так: «Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей». Она, как и «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, написана на гребне популярности книжек о приключениях и морских путешествиях. Фантазия Свифта развернулась здесь в полной мере. Он выдумывает диковинные народы, названия для них (слово “лилипут”, в частности, вошло во все языки именно после книги Свифта), языки, обычаи, ритуалы, государственное устройство, точно рассчитывает, во сколько раз лилипут меньше Гулливера и сколько молока может дать лилипутская корова, а также и как соотносятся размеры великанской мухи с человеком. Одного лишь этого буйства фантазии было бы достаточно, чтобы книга имела успех. Однако было в ней и нечто иное.

Во-первых, сатира. Свифт остался верен себе. Читатели-современники без труда угадывали, что за распрей остроконечников и тупоконечников скрывается распря католиков и протестантов, или же англиканской и диссидентской церквей (о бессмысленности распрей подобного рода Свифт писал ещё в «Сказке о бочке»). Партии “высоких каблуков” и “низких каблуков” — это, конечно же, виги и тори. Порядок избрания премьер-министра, при котором претендентов на эту должность заставляют ходить по канату, — грустная метафора. Свифт знал, как непросто и опасно быть премьер-министром в Англии. Знал он, как рождаются закулисные политические интриги, и показал механизм создания подобной интриги при дворе лилипутского императора: Гулливер спасает императорский дворец от пожара (пусть и не вполне обычным способом); император сначала благодарен ему, а потом, по наущению придворных вельмож, готов видеть в поступке “Человека-горы” злодейский умысел.

Но и сатира, нацеленная на конкретных лиц и конкретные события, не исчерпывает смысла «Путешествий Гулливера». Как и многие другие произведения XVIII века, эта книга о том, что же такое человек и каковы его возможности. Как отвечает Свифт на этот важнейший вопрос эпохи?


Иллюстрация к книге Дж.Свифта «Путешествия Гулливера». Французское издание XIX в.

Обратимся к композиции книги в целом. В «Путешествии к лилипутам» Гулливер изображён в полном соответствии с просветительской концепцией нового разумного человека. Его гигантский по сравнению с окружающими рост представляется своего рода метафорой. Колышки и верёвочки, связывающие Гулливера, — это мелкие, но неприятные условности, связывающие Человека. Просвещённый и гуманный император приказывает разрезать путы, и Гулливер выпрямляется во весь рост. Не так ли виделась многим просветителям возможность освобождения человечества от социального неравенства, разделения на богатых и бедных, от гнёта религиозных догм и прочих “предрассудков”? Новый разумный человек может одним махом прекратить ненужные войны, уведя за верёвочку весь вражеский флот. Примеров такого рода немало в первой части. Не случайно именно «Путешествие в Лилипутию» стало в первую очередь детским чтением, основой для будущих переделок и подражаний, мультфильмов и т.п. Эта часть, пожалуй, самая светлая в «Путешествиях Гулливера».

Но во второй части положение героя резко меняется. Теперь он игрушка в руках огромных существ — великанов. Слепые силы природы (град), неразумные существа (обезьяна), человеческие пороки (коварный карлик) в любую минуту могут погубить его. Даже насекомые в стране великанов стали опаснейшими врагами Гулливера. Где же теперь его человеческое величие?

Заметим попутно, что сопоставление всего того, что Гулливер видел у лилипутов, с тем, что ему пришлось испытать у великанов, похоже на то, как если бы человек сначала посмотрел на что-то очень далёкое в подзорную трубу — в ней всё кажется маленьким, а затем обратился бы к помощи микроскопа, и привычные вещи увеличились бы до невероятных размеров. Лилипуты — люди, увиденные как бы в телескоп, а вот мельчайшие поры и волосики на коже красавиц Бробдингнега сопоставимы с тем, что можно увидеть на коже английской красавицы, если рассматривать её в лупу или микроскоп. Изготовление увеличительных стёкол и соответствующих приборов было очень популярно в XVIII веке; изобретались новые способы шлифовки и обработки стёкол, благодаря которым возможности человеческого глаза всё увеличивались. В связи с этим возникали споры и дискуссии о макромире и микромире, об отдалённых планетах и о том, что можно найти в капле воды.

Итак, во второй части книги Гулливер (человек как таковой) уязвим, во всём зависим от окружающих. Но в этих частях человек оказывается среди совершенно невероятных существ. В третьей и четвёртой частях дело обстоит иначе.

В третьей части Свифт язвит по поводу самого разума, на который его современники возлагали столько надежд. Наука — кумир эпохи — предстаёт здесь как бессмысленное занятие безумных лапутян или жителей Лагадо. Великая идея бессмертия, волновавшая человечество с незапамятных времён, получает неожиданное осмысление: вечная жизнь — это вечная старость, вечная дряхлость и немощность, жалкое существование, что влачат струльбурги.

И наконец, в четвёртой части перед нами горькая ирония над человеческим родом как таковым. Иеху — гнусные, ничтожные, вонючие и корыстолюбивые — вот что такое люди. Причём иеху — это те же люди, что и мы, а не какие-то невиданные существа. Не случайно, вернувшись домой, Гулливер видит признаки иеху во всех окружающих, даже в собственной жене и детях.

Итак, человек в конечном счёте обернулся иеху. Значит ли это, что вера в Человека, присущая мыслителям XVIII века, была абсолютно чужда автору «Гулливера»? Нет, и доказательством этому служит образ самого Гулливера. Он врач, то есть человек образованный, независимый, способный сам обеспечить своё существование. (Вспомним, как долго добивался подобной независимости, но на другом поприще сам Свифт.) Он судовой врач, то есть отважный человек, владеющий навыками мореплавания, а под конец он становится капитаном судна.

Но не это самое главное. Перед Гулливером и, соответственно, перед читателем всё время встаёт проблема: как сохранить человеческое достоинство. Это несложно, когда герой огромен, но так трудно быть человеком среди великанов или среди благородных гуингнмов, особенно когда рядом бродят столь гнусные соплеменники. И Гулливер выдерживает испытание.

И среди лилипутов, и среди великанов, и среди гуингнмов Гулливер сумел завоевать уважение. Свифт использует здесь один и тот же приём: он показывает, как Гулливер сначала воспринимается местными жителями как курьёз, диковинный феномен природы (и здесь ему угрожает опасность или даже смерть), затем он становится источником развлечения, игрушкой, и лишь потом обитатели и властители страны понимают, что перед ними существо, равное им по разуму. И в этой возможности понимания ещё одна надежда Свифта на то, что человечество не превратится в сборище жалких иеху. Разумные существа, как бы ни были они не похожи друг на друга, должны пытаться понять друг друга, искать разумное и познавательное для себя в чужой культуре. Сам Гулливер внимательно изучает научные и иные достижения в каждой стране, где ему довелось побывать, восхищается ими и поэтому сам встречает такое же понимание. Таким образом, «Путешествия Гулливера» — это ещё и книга о том, как многообразны проявления разума и человечности на земле.

Ольга Смолицкая

lit.1september.ru
Давайте жить дружно!

Оффлайн Амина

  • БОЛЬШОЙ ДРУГ
  • Друг
  • *****
  • Сообщений: 8494
  • Country: ru
  • Репутация: +35152/-0
  • Пол: Женский
  • Будьте счастливы!
    • Просмотр профиля
ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ЛАПУТА?



Е.Крючников

В первых классах, подобно многим своим сверстникам, я зачитывался "Путешествиями Гулливера". Увлекательные приключения героя Свифта полностью захватывали меня, заставляли пережить все то, что переживал он. Вместе с Гулливером я просыпался в стране лилипутов, привязанный к земле множеством тонких канатов, вместе с ним уводил через пролив многочисленный неприятельский флот, тушил пожар в королевском дворце, а потом попадал в страну великанов, жил в игрушечном домике, сражался с исполинскими крысами и осами, содрогался от ужаса, оказавшись в лапах чудовищной обезьяны... Но пришло время, и я надолго увлекся совсем другими книгами. Пушкин, Достоевский, Толстой...

Только недавно, уже окончив университет, я на досуге перечитал роман Свифта - и был буквально ошеломлен! Особенно поразили меня некоторые эпизоды из третьего путешествия Гулливера.

"Вдруг стало темно, но совсем не так, как от облака, когда оно закрывает солнце. Я оглянулся назад и увидел в воздухе большое непрозрачное тело, заслонявшее солнце и двигавшееся по направлению к острову; тело это находилось, как мне казалось, на высоте двух миль и закрывало солнце в течение шести или семи минут; но я не ощущал похолодания воздуха и не заметил, чтобы небо потемнело больше, чем в том случае, если бы я стоял в тени, отбрасываемой горой. По мере приближения этого тела к тому месту, где я стоял, оно стало мне казаться твердым; основание же его было плоское, гладкое и ярко сверкало, отражая освещенную солнцем поверхность моря. Я стоял на возвышенности в двухстах ярдах от берега и видел, как это обширное тело спускается почти отвесно на расстоянии английской мили от меня. Я вооружился карманной подзорной трубой и мог ясно различить на нем много людей, спускавшихся и поднимавшихся по отлогим, по-видимому, сторонам тела; но что делали там эти люди, я не мог рассмотреть".

Так описывает Джонатан Свифт "летучий остров" Лапуту, на котором побывал Гулливер в ходе своего путешествия, начавшегося 5 августа 1706 года.

Что подтолкнуло выдающегося писателя к столь необычному вымыслу? Ведь сюжеты с "воздушными приключениями" в литературе того времени по вполне понятным причинам совершенно отсутствуют... Но загадки этим не ограничиваются. Вот как описывает Свифт свою Лапуту:

"Летучий или плавучий остров имеет форму правильного круга диаметром в 7837 ярдов, или около четырех с половиной миль; следовательно, его поверхность равняется десяти тысячам акров. Высота острова равна тремстам ярдам. Дно, или нижняя поверхность, видимая только наблюдателям, находящимся на земле, представляет собой гладкую правильную алмазную пластинку толщиной около двухсот ярдов. На ней лежат различные минералы в обычном порядке, и все это покрыто слоем богатого чернозема в десять или двенадцать футов глубиной. Наклон поверхности острова от окружности и центру служит естественной причиной того, что роса и дождь, падающие на остров, собираются в ручейки и текут к его середине, где вливаются в четыре больших бассейна, каждый из которых имеет около полумили в окружности и находится в двухстах ярдах от центра острова".



Такое описание, на мой взгляд, было бы вполне уместно в научно-фантастическом романе нашего времени, когда рассказы о "летающих тарелочках" постоянно будоражат общественное мнение, а писатели-фантасты, умело пользуясь этим, с поразительным единодушием "конструируют" в неземные корабли на манер исполинского легкоатлетического диска (вспомним хотя бы ефремовский звездолет-диск из "Туманности Андромеды", обнаруженный Эргом Hоором и его товарищами на планете железной звезды). Но ведь Свифт творил четверть тысячелетия назад! Где мог отыскать он прототип "летучего острова"!

Однако даже геометрию нельзя считать самой удивительной характеристикой Лапуты. Созданный воображением писателя "летучий остров" не просто "парит в воздухе" подобно аэростату; его обитатели могут управлять им с помощью довольно сложной установки. И, как это ни невероятно, придуманный Свифтом двигатель не казался бы анахронизмом и на страницах современного научно-фантастического произведения.

"Но главной достопримечательностью, от которой зависит судьба всего острова, является огромный магнит, по форме напоминающий ткацкий челнок. Он имеет в длину шесть ярдов, а в ширину - в самой толстой своей части - свыше трех ярдов. Магнит этот укреплен на очень прочной алмазной оси, проходящей через его середину; он вращается на ней и подвешен так точно, что малейшее прикосновение руки может повернуть его. Он охвачен полым алмазным цилиндром, имеющим четыре фута в высоту, столько же в толщину и двенадцать ярдов в диаметре и поддерживаемым горизонтально на восьми алмазных ножках вышиною в шесть ярдов каждая. В середине внутренней поверхности цилиндра сделаны два гнезда глубиною в двенадцать дюймов каждое, в которые всажены концы оси и в которых, когда бывает нужно, она вращается. Никакая сила не может сдвинуть с места описанный нами магнит, потому что цилиндр вместе с ножками составляет одно целое с массой алмаза, служащего основанием всего острова. При помощи этого магнита остров может подниматься, опускаться и передвигаться с одного места в другое. Ибо по отношению к подвластной монарху части земной поверхности магнит обладает с одного конца притягательной силой, а с другого - отталкивающей. Когда магнит поставлен вертикально и его притягательный полюс обращен к земле, остров опускается, но когда обращен книзу полюс магнита, обладающий отталкивающей силой, то остров поднимается прямо вверх. При косом положении магнита остров тоже движется в косом направлении, ибо силы этого магнита всегда действуют по линиям, параллельным его направлению..."



Весьма наукообразное, по-своему убедительное и уместное описание. Читая его, невозможно не вспомнить, что и современные фантасты часто любят пускать летательные аппараты своих инопланетян по силовым линиям геомагнитного поля... Но ведь написаны-то приведенные выше строки в 1726 году! Как могла возникнуть идея магнитного двигателя в те времена" когда само понятие "двигатель" еще не существовало, а все транспортные устройства перемещались лишь мускульной силой да парусами?

И последняя тайна - это замечательное открытие лапутянских астрономов.

"Эти ученые большую часть своей жизни проводят в наблюдениях над движениями небесных тел при помощи зрительных труб, которые своим качеством значительно превосходит наши. И хотя самые большие тамошние телескопы не длиннее трех футов, однако они увеличивают значительно сильнее, чем наши, имеющие длину в сто футов, и показывают небесные тела с большей ясностью. Это преимущество позволило им в своих открытиях оставить далеко позади наших европейских астрономов. Так, ими составлен каталог десяти тысяч неподвижных звезд, между тем как самый обширный из наших каталогов содержит не более одной трети этого числа. Кроме того, они открыли две маленьких звезды, или спутника, обращающихся около Марса, из которых ближайший к Марсу удален от центра этой планеты на расстояние, равное трем ее диаметрам, а более отдаленный находится от нее на расстоянии пяти таких же диаметров. Первый совершает свое обращение в течение десяти часов, а второй - в течение двадцати одного с половиной часа, так что квадраты времен их обращения почти пропорциональны кубам их расстояний от центра Марса, каковое обстоятельство с очевидностью показывает, что означенные спутники управляются тем же самым законом тяготения, которому подчинены другие небесные тела".

anomalia.kulichki.ru
Давайте жить дружно!

Оффлайн Амина

  • БОЛЬШОЙ ДРУГ
  • Друг
  • *****
  • Сообщений: 8494
  • Country: ru
  • Репутация: +35152/-0
  • Пол: Женский
  • Будьте счастливы!
    • Просмотр профиля
ИЗ СТАРИHHЫХ ЛЕГЕHД?!

ВАДИМ ВИЛИHБАХОВ, кандидат исторических наук, Ленинград

Не скрою, свифтовские описания действительно потрясают. Но Е. Крючников ошибается, когда утверждает, что подобные сюжеты совершенно отсутствуют в литературе того времени. Напротив, они стары как мир. Еще в незапамятной древности герои "Рамаяны" и "Махабхараты" совершали воздушные полеты на таинственных кораблях - "виманах", многие характеристики которых свидетельствуют об их техногенном происхождении. Да и в сочинениях античных классиков среди многочисленных описаний "таинственных небесных явлений" семь раз упоминаются и "воздушные корабли", наблюдавшиеся якобы в небесах Древней Греции и Древнего Рима. Имеются и более поздние свидетельства...

Например, в IХ веке в Норвегии, если верить летописцу, произошло крайне любопытное событие. Член экипажа корабля, парившего в небе, сбросил на землю канат с крюком наподобие рыболовного. Тот упал посреди толпы, и кто-то попытался удержать крюк. Человек с корабля воскликнул: "Я пойман!" Видя его отчаяние, из толпы посоветовали: «Отпустите беднягу!» Пришельцу дали возможность вытянуть канат на корабль, который затем плавно удалился.

Ирландская летопись "Спекулум Регали" приводит случай, имевший место в 956 году. "Это чудо произошло в небольшом городке флора, в одно из воскресений, когда народ был у мессы в церкви св. Винаруса. Неожиданно металлический якорь на канате стал спускаться с неба и зацепился одной из своих лап за деревянную арку над церковными дверьми. Высыпавшие из церкви прихожане увидели в небе воздушный корабль с людьми на борту, один из которых стал спускаться вниз по якорному канату, видимо, пытаясь его отцепить, причем казалось, что он не спускается вниз, а плывет по воздуху, как по воде. Возбужденные прихожане пытались захватить его, но епископ запретил им это, испугавшись, что они могут убить неизвестного. Когда толпа отхлынула, неизвестный быстро взобрался вверх по канату, после чего канат перерезали, корабль взмыл вверх и исчез из виду. Якорь остался в церкви, как доказательство этого чудесного случая".

В 1123 году, при правлении Генриха I, как пишет Геоффроа де Бреюль, над Лондоном появился воздушный корабль, похожий на морское судно, и бросил якорь в центре английской столицы. По веревочному трапу спустились люди. Лондонцы, посчитав их посланцами дьявола, утопили пришельцев в Темзе. Оставшиеся на корабле обрубили канат и улетели. Много лет церковь в Бристоле, если следовать хронике, имела на своих дверях уникальную решетку, сделанную из "небесного якоря". Он был спущен на канате с "воздушного корабля" в 1214 году во время религиозного праздника и прочно зацепился за груду камней. Толпа окружила его, ожидая, пока "матрос" на руках спускался вниз с корабля, чтобы освободить якорь. Хронист Жеравас из Тайлбори сообщает, что толпа схватила неизвестного и он, "быстро задохнувшись нашей сырой атмосферой, умер". Его товарищи благоразумно обрубили канат и улетели.

Летописец ХIII века Матвей Парижский пишет в своей "Английской истории", что в ночь на 1 января 1245 года обитатели аббатства св. Альбана увидели в небе большой изящный корабль, хорошо оснащенный и волшебно окрашенный.

Подобных записей сохранилось много, так что "прототипов" летающего корабля в старинных хрониках, которые отлично знал Свифт, было более чем достаточно. В основном это именно корабли - самые обычные, но только летающие. Однако Свифт, по-видимому, позаимствовал из этих описаний лишь многочисленные упоминания о канатах и якорях спускаемых с борта воздушных судов. Именно таким образом обитатели Лапуты могут поддерживать связь с земной поверхностью.

Когда Гулливер впервые увидел остров, лапутяне "ловили рыбу длинными удочками". Далее герой рассказывает: "Затем с нижней галереи была спущена цепь с прикрепленным к ней сиденьем, на которое я сел и при помощи блоков был поднят наверх". А вот как монарх принимает прошения от своих подданных: "С этой целью спускались вниз тонкие веревочки с небольшим грузом на конце. Кэтим веревочкам население подвешивало свои прошения, и они поднимались прямо вверх, как клочки бумаги, прикрепляемые школьниками к концу веревки, на которой они пускают змеев. Иногда мы получали снизу вино и съестные припасы, которые поднимались к нам на блоках". А в конце концов Гулливера спускают с нижней галереи тем же способом, каким прежде подняли сюда".

Но, кроме этих многочисленных веревочек и канатов, свифтовская Лапута ничем не напоминает легендарные "воздушные кораблик из средневековых хроник. Лапута, по Свифту, - это правильный круг или диск. Почему же писатель избрал именно эту форму? Можно, конечно, предположить, что сыграло свою роль обиходное представление, по которому понятие "остров" в большинстве случаев связывается именно с округлыми формами. Но нам представляется, что истине соответствует другое объяснение. Вероятно, Свифт опирался все-таки на древние тексты. Но не на сообщения о "летающих кораблях", а на информацию об объектах иного рода, которые почему-то казались ему более предпочтительными. В хрониках, легендах и древних сочинениях имеется громадное количество известий о круглых, дискообразных предметах, время от времени появлявшихся в небесах. Число таких сообщений неисчислимо. Ограничимся отдельными описаниями.

Помимо "воздушных кораблей", в тех же сочинениях античных авторов 19 раз упоминаются летающие огненные "щиты" (кстати" древние римляне считали священные щиты "анцилла" символами небесных колесниц) и "шары". Так, в 217 году до н. э. над местечком Арпи в Италии были видны "щиты", которые светились как солнце. А во 11 томе «Естественной истории» Плиний пишет, что в 100 году до н. э. над консульской галерой Люция и Гая Валерия по небу с востока на запад пронесся сверкающий "щит", извергающий искры.

Подобные явления постоянно отмечались и в средневековье. Например, в "Лайрисских хрониках" за 776 год в тогдашнем высокопарном стиле говорится: "И когда саксы увидели, что не все идет по их воле, они начали возводить помост, дабы с него вторгнуться в замок. Но... в тот самый день, когда они готовились напасть на христиан, укрывшихся в замке, Слава Господня появилась над церковью в цитадели. Те, что несли стражу в этот день, - а многие из них живы и поныне, - говорят, что они увидели два больших щита красноватого цвета, двигавшихся над церковью, а когда язычники у видели это знамение, они смутились страхом великим и побежали от замка прочь".

В рукописи Эмплфортского аббатства сообщается, что в 1290 году над головами монахов, гнавших по дороге монастырское стадо, "появилось огромное овальное серебристое тело, похожее на диск, которое медленно пролетело над ними, вызвав великий ужасе.

Летом 1355 года над Англией появились дискообразные объекты, светившиеся голубым и пурпурным светом. Иногда казалось, что они вступали во взаимную борьбу. Постепенно пурпурные стали одерживать победу над голубыми, которые поспешили опуститься на землю. Это явление наблюдалось множеством людей.

В 1490 году в Ирландии над крышами домов показался серебристый дискообразный предмет. Он прошел над головами людей несколько раз, оставляя за собой дымный след. Видимо, от воздушной волны на колокольне сорвало колокол.

20 апреля 1535 года над Стокгольмом появилось пять "солнечных дисков". Их наблюдал известный политический деятель и математик Олаф Петри, поручивший затем художнику Урбану запечатлеть это явление. О "солнечных дисках" спорили в течение целого столетия, а сама картина Урбана находится сейчас в кафедральном соборе столицы Швеции.

Сохранились также старинные гравюры с изображением странных дисков, появлявшихся в 1530 году над Hюрнбергом и в 1556 году над Виттенбергом.

В городской ратуше Цюриха есть несколько гравюр, увековечивших дискообразные предметы, которые "барражировали" над городом в 1547-1558 годах.

Над Мюнстером 27 июля 1566 года в 19 часов и 28 июля в 16 часов возникли ярко светящиеся сферические объекты, производившие различные маневры. Имеется картина, где показано, как люди, столпившиеся на площади возле собора, с ужасом взирают на жуткое представление в небе.

В 1567 году в Швейцарии наблюдалось сферическое тело, которое полностью закрыло собою солнечный диск. Судя по некоторым сообщениям, это явление продолжалось весь день. В том же году над Гамбургом и другими городами Северной Германии неторопливо пролетела пылающая "машина" с шаром посередине.

В трактате Франческо Бафдзини "Краткое изложение событий, связанных с необычным источником света, который появился над Тосканой и во многих других городах Италии вечером 31 марта 1676 года", изданном во Флоренции, говорится: "Вечером... в небе Тосканы появилось светящееся тело в форме тарелки или мешка с зерном, а может быть, и снопа, имевшего округлые формы, которое мгновенно переместилось из Адриатического в Средиземное море..."

Приведенных свидетельств (а их можно было бы продолжать бесконечно) вполне достаточно, чтобы признать, что свифтовское описание, по всей вероятности, основывалось на документальных материалах такого рода независимо от того, какие явления наблюдали очевидцы в действительности.

А вот "первоисточник" магнитного двигателя Лапуты следует, естественно, искать в работах другого плана. Незадолго до Гулливеровых странствий научный мир ознакомился с выдающимся сочинением английского физика Уильяма Гильберта «О магните, магнитных телах и великом магните Земли». В частности, Гильберт писал: "Вся масса Земли - не что иное, как один большой магнит; магниты же меньшие суть как бы маленькие земли привлекаемые к целому". Отсюда, по мнению многих комментаторов Свифта, не так уж далеко и до магнитного "сердца" Лапуты...

В целом не вызывает ни малейшего удивления, что творческая фантазия Свифта обратилась к теме "летучего острова". Рубеж XVII и XVIII веков характеризовался бурным расцветом интереса к космической проблематике. Революционные успехи астрономии, обусловленные открытиями соперника, Кеплера, Тихо Браге, Галилея, Hьютона, привели к возникновению и становлению новых космогонических представлений. И далеко не случайно свифтовские лапутяне "большую часть своей жизни проводят в наблюдениях над движениями небесных тел". Но...

Но загадка спутников Марса, вероятно, еще долго будет будоражить умы исследователей. Каким образом мог Джонатан Свифт узнать о них за 150 лет до того, как они были обнаружены? Недаром, видимо, их первооткрыватель американец Холл дал спутникам имена Фобос и Деймос (в переводе Страх и Ужас). Это как нельзя лучше характеризует состояние астронома в тот момент, когда он убедился в верности свифтовских предсказаний...

Из каких неизвестных источников мог Свифт почерпнуть эти необычайные сведения? Ответ на этот вопрос отсутствует по сей день. Все разговоры о "чудесном озарении", разумеется, неубедительны. Более естественна другая причина - знание. И нельзя исключить, что упоминание о двух спутниках Марса дает ключ к совершенно новой трактовке всего произведения. Ведь если Свифт действительно знал о них - что представляется весьма правдоподобным, - то почему бы не попытаться найти в "Третьем путешествии" и другие сведения того же рода? И тогда рассказ Гулливера о полете на гигантском дискообразном летательном аппарате, очень напоминающем "огненные щиты" древних хроник, неожиданно предстает перед нами уже не как чистая фантастика или просто язвительная сатира, но скорее как документальный отчет очевидца. Невероятно, но вдруг...

anomalia.kulichki.ru
Давайте жить дружно!