Польский экипаж не внял предупреждениям и ошибсяИз-за густого тумана в районе военного аэродрома под Смоленском экипажу самолета Ту-154 с президентом Польши предлагали сажать лайнер в Минске или даже Москве. Однако пилоты приняли решение пытаться приземлиться в Смоленской области. Пилоты совершили четыре попытки. По предварительным данным, причиной крушения стала ошибка в пилотировании. По другим данным, пилот рекомендовал президенту не садиться.Пилоты самолета Ту-154 с президентом Польши на борту пытались четыре раза зайти на посадку на военной аэродром Северный под Смоленском, передает канал «Россия-24». Самолет разбился в нескольких сотнях метров от взлетно-посадочной полосы. Посадка проходила в условиях густого тумана. Диспетчеры предлагали сажать лайнер в Минске или Москве. Однако они приняли решение садиться в Смоленской области.
Маневры экипажаПо сведениям польской газеты Wyborcza, ссылающейся на военные источники, за полчаса до трагической посадки на аэродром Северный пытался сесть летевший из Москвы военный Ил-76 с сотрудниками Федеральной службы охраны. Самолетом управлял летчик, хорошо знакомый с местностью, однако даже он после двух попыток запросил посадку во Внукове. Издание также пишет, что аэродром не оснащен автоматической системой навигации.
Пилот президентского самолета, заходивший на посадку, за 15 минут до катастрофы якобы рекомендовал президенту не садиться, диспетчер предлагал лететь в Минск, но по неизвестным причинам экипаж все же решил садиться на свой страх и риск. По словам очевидцев, при посадке Ту-154 левым крылом задел дерево и упал, развалившись на части.
Первый замначальника главного штаба ВВС России генерал-лейтенант Александр Алешин подтвердил, что экипаж самолета польского президента несколько раз не выполнил указаний руководителя полетов аэродрома.
«На удалении 1,5 км экипаж увеличил вертикальную скорость снижения, начал снижаться ниже линии глиссады. Руководитель группы полетов передал экипажу команду перевести самолет в горизонтальный полет, но экипаж указаний не выполнил. Эикпажу несколько раз говорили уходить на запасной аэродром, но экипаж продолжал снижаться», — сказал генерал в эфире «Россия 24». Алешин отметил, что, согласно принятой международной практике, окончательное решение о посадке принимает экипаж, указания же военных диспетчеров для гражданских пилотов носят рекомендательный характер.
По словам главы МЧС Сергея Шойгу, согласно первым результатам расследования обстоятельств крушения лайнера и изучения полетных данных, при заходе на посадку лайнер действительно отклонился от посадочной полосы по высоте и горизонту.
Сотрудник Смоленского авиазавода, который стал очевидцем событий, рассказал Infox.ru, что президентский самолет при заходе на посадку шел левее курса, которым обычно следуют самолеты при приземлении. «Он отклонился примерно на 30 градусов, — рассказал очевидец событий корреспонденту Infox.ru. — Я услышал рев двигателей, возникло ощущение, что пилот решил резко уйти вверх, но когда он маневрировал, на пути было два дерева. Он зацепился крылом об березу, и крыло сразу оторвало. После этого самолет рухнул в 800 метрах от этого места».
До этого, по словам очевидца трагедии, первым на посадку успешно зашел небольшой самолет Як-40 с журналистами. Следом за ним в густом тумане следовал Ил-76. Однако сделав два круга, этот самолет ушел на посадку во Внуково. Третьим был Ту-154 с президентом Польши.
Диспетчеры предупреждали«Самолет сажали военные диспетчеры, но их вины здесь нет, — рассказал Infox.ru руководитель профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев. — Раз в неделю, а именно такова средняя нагрузка смоленского аэродрома, посадить самолет может кто угодно. Это 100% вина командира судна».
«При существующей на аэродроме системе посадки приземление можно проводить при видимости до 1000 метров, в момент катастрофы видимость была в районе 400 метров. Командир в этих условиях не имеет права принимать решение о посадке. Диспетчеры рекомендовали летчикам уйти на запасные аэродромы в Минск или Москву, но экипаж, невзирая на их предупреждения, решил садиться в Смоленске», — сказал он.
Источник в силовых структурах Центрального федерального округа сказал РИА «Новости», что, по предварительным данным, причиной катастрофы Ту-154 стала ошибка экипажа. «Предположительно, причиной аварии стала ошибка экипажа во время посадочного маневра», — сказал источник. Следственные органы рассматривают в качестве возможных версий трагедии «неблагоприятные погодные условия, человеческий фактор, технические неполадки и другие», сообщили в СКП России.
«Катастрофы подобного уровня на территории России, да и мира в целом еще не было, — отмечает Infox.ru Сергей Ковалев, — Но прецеденты рангом пониже случались. Достаточно вспомнить катастрофы с участием губернатора Красноярского края и иркутского губернатора, когда экипаж принимал решение о маневре, руководствуясь указаниями не здравого смысла, а высокого начальства», — говорит Ковалев.
«Я уверен, что в случае с Качиньским произошла такая же история. В 2008 году самолет Качиньского из-за плохой погоды вместо Тбилиси приземлился в Азербайджане, после чего польский президент грозился сделать самые решительные выводы. Видимо, нынешний экипаж сделал для себя выводы из той истории», — отмечает он.
Ошибка же пилота стала причиной авиакатастрофы 23 января 2008 года военно-транспортного самолета в Польше, когда погибли 16 высокопоставленных офицеров ВВС страны. Во время второго захода на посадку пилот самолета, совершая маневр в условиях плохой видимости, задел крылом за верхушку дерева. Самолет полностью сгорел, вокруг места падения начался сильный пожар. Упавший самолет перевозил военных, летевших с конференции по безопасности полетов.
Гидрометцентр предупреждал о туманеМежду тем, Гидрометцентр еще накануне прогнозировал туман в районе Смоленска. В момент катастрофы видимость была в пределах 200−500, сообщил сотрудник Гидрометцентра России, передает РИА «Новости».
«В районе Смоленска утром с 8.00 мск до 12.00 мск отмечался туман. Юг области весь был в тумане, и граница тумана проходила как раз по Смоленску. Видимость отмечалась в пределах 200−500 метров», — сказал сотрудник Гидрометцентра. Он отметил, что о тумане синоптики предупреждали за сутки, и в утреннем прогнозе за субботу эта информация также была.
Также он отметил, что такой туман, который был над Смоленском в субботу утром, считается умеренным, однако решение о разрешении взлета или посадки самолета в таких условиях должно приниматься в зависимости от оснащенности аэропорта навигационными приборами.
Все погиблиСамолет рухнул в 10.56 по московскому времени. По последним данным МЧС, на борту находились 89 членов польской делегации и восемь членов экипажа, всего 97 человек. Все они погибли. МЧС опубликовало список пассажиров, находившихся на борту Ту-154. Тела погибших в субботу доставят в Москву для опознания.
На борту находились президент Польши Лех Качиньский, его супруга Мария, глава Центробанка Славомир Скржипек, глава Генштаба Франчишек Гагор, замглавы МИД Андржей Кремер, вице-спикер парламента, директор Института национальной памяти и другие чиновники. Делегация направлялась на поминальные мероприятия по случаю Катынской трагедии.
На месте уже работает следственно-оперативная группа СУ СКП по Смоленской области и Московского межрегионального следственного управления на транспорте. «Начаты первоначальные следственные действия. Для оказания практической помощи на место катастрофы выехали опытные следователи и криминалисты центрального аппарата Следственного комитета», — отметили в СКП. Всего в расследовании крушения участвуют 40 следователей СКП России.
На месте катастрофы работают 80 сотрудников оперативных служб, сообщила представитель МЧС Ирина Андрианова. Задействовано 18 единиц техники. В Москве к вылету готовы три самолета Ил-76 со спасателями, которые могут вылететь для оказания помощи смоленским коллегам.
По поручению президента России на место происшествия выезжают глава МЧС Сергей Шойгу и глава Минтранса Игорь Левитин.
infox.ru