Пошаговый план по подготовке Референдума по вопросу ВТОЭтот план готов и предлагается вашему вниманию. После него я выкладываю консультацию юриста с разъяснениями по всем нюансам, связанным с референдумом. Каждый сможет прочитать эти подробности самостоятельно.
Итак, план подготовительной работы, которую ПГР начнёт делать до окончания выборного периода, с тем, что бы не терять время и иметь возможность, СРАЗУ ЖЕ ПО ОКОНЧАНИИ ВСЕХ ВЫБОРОВ (а это будет середина марта), начать процедуру официального инициирования общероссийского референдума по вступлению или невступлению в ВТО.
Референдум по Закону инициирует инициативная группа. Закон требует от нас, чтобы было создано, как минимум, 42 региональные подгруппы инициативной группы. В, как минимум, 42 регионах, в количестве не менее 100 человек в каждом из 42 регионов.
В каждом из этих регионов должно быть собрано по 50 000 подписей ЗА проведение референдума. То есть мы должны собрать не менее 2 000 000 подписей, но не более 2 100 000. (5% подписей допускается на ошибки).
Инициативная группа не может быть зарегистрирована до окончания времени выборов. В инициативную группу должны входить люди по определённым показателям . Так как сбор подписей будет происходить силами инициативных групп, то желательно сразу в состав этих групп вводить тех, кто потом сможет заниматься сбором подписей. Закон запрещает вводить в состав сборщиков подписей работников государственных учреждений и руководителей предприятий всех форм собственности.
Избирательная кампания по выборам Президента РФ закончится ориентировочно 15-го марта. После этой даты есть 60 дней на регистрацию в региональных избиркомах всех региональных подгрупп инициативной группы.
После регистрации в региональных избиркомах, из этих 42 региональных подгрупп выдвигаются представители, которые обратятся в ЦИК для регистрации инициативной группы.
После регистрации инициативной группы в ЦИКе, в течении 45 дней мы обязаны будем собрать максимум 2 100 000 подписей. Если подписи признаются действительными, а вопросы референдума корректными и соответствующими российскому законодательству, то назначается дата проведения референдума.
Это технология организации референдума. Теперь о сложностях и путях их решения.
Нам необходимо успеть начать процедуру официальной регистрации инициативных групп, начиная с середины марта, с тем, что бы в минимальные сроки зарегистрировать все 42 группы. Это невозможно сделать, если мы начнём заниматься этим в марте. Значит нужно организовывать их уже сейчас. Но сейчас нельзя по закону. Идут выборы. Что же делать? Мы решили творчески подойти к этому вопросу.
Раз пока нельзя организовывать официальные инициативные группы и регистрировать их в региональных избиркомах, значит, мы заранее займемся их подготовкой. С тем, чтобы они находились в состоянии полной боевой готовности и были готовы приступить к регистрации на следующий же день по окончании выборного периода. А до этого находились в состоянии организационного взаимодействия между собой.
Закон не запрещает нам провести ОФИЦИАЛЬНОЕ собрание с повесткой дня «Вопросы, связанные со вступлением РФ в ВТО». Закон не запрещает нам на этом собрании постановить, что проведение референдума необходимо. Закон не запрещает нам составить списки участников собрания, которые изъявят желание быть в числе членов будущей ОФИЦИАЛЬНО ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ инициативной группы по проведению референдума. Закон нам не запрещает создать штаб по проведению будущего референдума, где будут приниматься заявки тех участников будущего референдума, кто изъявит желание принять в нём участие, в качестве членов формирующихся региональных инициативных групп.
Закон не запрещает нам ЗАРАНЕЕ составить бюджет проведения будущего референдума, закон не запрещает нам выложить его на открытое ознакомление всем кого интересует проведение референдума. Закон не запрещает нам вести переговоры с представителями малого и среднего бизнеса, которые УЖЕ выразили готовность помочь с финансированием референдума и с теми, кто ЕЩЁ выразит такую готовность.
Эта подготовительная работа позволит нам набрать нужное количество людей, готовых в будущем войти в состав 42 региональных подгрупп инициативной группы, у которых потом будет 60 дней на то, что бы каждая из них прошла процедуру регистрации в своём регионе.
Эта подготовительная работа позволит нам договориться заранее с типографиями, которые будут печатать нам подписные листы, с работодателями тех работников, которые будут собирать подписи. Десятки сборщиков подписей в своих регионах будут в людных местах вести агитацию и собирать подписи от тех, кто согласен с идеей референдума.
В общем, у нас есть три месяца на всю подготовительную работу. Вот именно ей я и предлагаю заняться в оставшееся время, с тем, чтобы идея референдума приобрела юридическую регистрацию прежде, чем вопрос о ратификации соглашения о ВТО будет рассматриваться в новой Думе. Пусть депутаты рассматривают что хотят, но на фоне разворачивающегося в стране референдума.
Первое собрание первой группы лиц, желающих в будущем войти в состав региональной подгруппы инициативной группы по выдвижению инициативы проведения будущего референдума, предлагаю провести в Санкт-Петербурге и Москве 20-го декабря.
(О времени и месте их проведения будет сообщено дополнительно)
Предлагаю региональным отделениям ПГР начать подготовительные процедуры по проведению аналогичных собраний и подготовке инициативных групп.
Работу штаба по организации будущего референдума возложить на Ревизионную комиссию Профсоюза граждан России. Адрес для писем:
oleg.pgr@yandex.ruСюда могут присылать заявки, все желающие принять участие в организации референдума. Здесь же в штабе будущего референдума, можно уточнить все юридические нюансы.
В итоге, к моменту, когда мы сможем начать официальную работу по инициированию референдума, у нас будут 4200 участников инициативных групп, в 42-х регионах. Которые будут готовы инициировать по процедуре референдум и, которые будут готовы, потом собирать подписи ЗА проведение референдума. У нас будут готовы договоры с типографиями, у нас будут договоренности с представителями бизнеса. У нас будут согласованные с работниками Конституционного суда формулировки вопросов будущего референдума, мы будем уже организованы и спаяны, как единый коллектив и нам нужно будет потом просто начать реализовывать то, к чему мы все вместе будем готовиться уже как 3 месяца.
Теперь о сложностях.
Принципиально важно так сформулировать вопрос о референдуме, что бы ЦИК его утвердил. Закон о референдуме разрешает поднимать вопрос о внешнеэкономических договорах. Значит, вопрос должен быть сформулирован таким образом, что бы мы не вышли за рамки поднимаемой темы, что бы он был юридически безупречен и политически нейтрален. Так же мне кажется, что важно не только суметь противодействовать тому, что вызывает у нас законное беспокойство, но и поддержать власти в том, в чём мы уверены, пойдёт нам на пользу. Протестуя против ВТО, мы обязаны поддержать ТС и Евразийский союз. Нужно отстаивать на референдуме те приоритеты, которые жизненно важны для страны. ТС и Евразийский союз должны быть ВМЕСТО, а не ВМЕСТЕ с ВТО. Здесь я надеюсь на помощь членов ПГР, работающих и действующих юристов. А так же всех граждан, желающих принять участие в референдуме. Нужно будет провести самое широкое обсуждение внутри всех инициативных групп и, возможно, принятие окончательной формулировки вопросов референдума отложить на начало марта перед самым стартом официальной работы.
Этот референдум должен стать по настоящему народным и объединить разные социальные группы и разных людей, разобщённых на сегодняшний день, в единое целое для решения конкретной задачи: проведения референдума о вступлении в ВТО.
К вопросу о союзниках по референдуму и о думских партиях.
Подняв вопрос о референдуме, и высказав свою точку зрения о думской оппозиции, я вызвал шквал критики со стороны сторонников этих партий. В чём она выражалась? Если коротко, то тезисы у критики следующие.
Да, в условиях нахождения в меньшинстве, думская оппозиция может ХОТЬ ЧТО-ТО сделать. Критика её в вопросе связанном с референдумом, несправедлива.
Мой ответ: если применять принцип «ХОТЬ ЧТО-ТО», то тогда референдум и прямое обращение к народу через институт непосредственного волеизъявления народа на референдуме, это самое «то», что к чему должны прибегнуть думские фракции. Так как в условиях подготовки референдума у думских партий появиться возможность донести свою точку зрения. Если у этих партий есть возможность потратить десятки и сотни миллионов рублей ради распределения думских мандатов, то потратить многократно меньшие суммы, чтобы выяснить волю народа они просто обязаны.
Большие партии никогда не присоединятся к маленькой общественной организации.
Если дело только в этом, так пусть подхватят идею референдума сами. ПГР с удовольствием присоединится к ним и отдаст пальму первенства. В принципе, могу пообещать, что имя ПГР, может вообще не упоминаться нигде ни в каких итоговых документах. Думаю, что коллеги по Профсоюзу меня поддержат. Мы не боремся за голоса в Думе. Пусть это будет референдум, инициированный КПРФ, или Справедливой Россией, или ЛДПР. Нам в ПГР всё равно, ЧЕЙ это будет референдум, и кто к кому присоединится. Мы можем подарить идею, и итоги нашей организационной работы тем политическим партиям, кто подхватит референдум и начнёт его организовывать вместо нас, раз уж они не хотят вместе с нами.
Россия больше любой политической партии. Если это так важно для думских фракций, кто большой и кто маленький, кто первый, а кто второй. Так важно, что они не заметят готовящийся референдум, то, во-первых, это лишь подтверждает моё мнение о том, что ИМ нужна не Россия, а лишь ИХ место и роль в ней. А во-вторых, объясняет, почему ПОСЛЕ выборов, тема ВТО ИМ станет неинтересна.
И значит, ПГР, будет, скорее всего, организовывать референдум самостоятельно. Рад бы, кстати, был ошибиться, рад… Повторяю, что готов принести публичные извинения, за подобные размышления, ЛЮБОЙ думской партии, которая по серьёзному включится в дело организации референдума.
О деньгах и бюджете референдума.
Скажу сразу и однозначно: украсть ничего и никому не удастся. Все желающие заработать на референдуме, могут сразу же проходить мимо. Теперь по существу: Референдум потребует затрат. Перечислю каких. Это печать подписных листов. Это оплата сборщиков подписей. Уверен, что найдется масса людей, готовых работать за идею, отрываясь от основной работы. Но многие не смогут потратить столько времени не получая никаких средств — ведь их семьи не могут «за идею» больше месяца ничего не кушать. Значит, оплата их работы должна быть. Открыто и без всякой там «чёрной бухгалтерии». Только через счёт, открытый ЦИКом после регистрации инициативной группы по проведению референдума и назначения его даты. Размер оплаты, будет решаться внутри инициативных групп самостоятельно, но с учётом возможностей нашего движения за референдум.
Нам понадобятся палатки, в которых будут сидеть сборщики и где каждый желающий сможет оставить свою подпись. Нам понадобятся агитационные материалы. Отсюда вырастает необходимость на этапе организации неформальных инициативных групп, не только распределить обязанности между будущими участниками практической работы, но и сформировать бюджет будущего референдума. И уже под эту сумму бюджета, который должен быть открыт для всех, будут собираться деньги, после того и только в случае того, если референдум будет утверждён ЦИК. Ни копейкой больше и ни на один день раньше.
Со своей стороны, могу гарантировать лично, всем принявшим участие в финансировании референдума и частным гражданам, и представителям бизнеса, что бюджет референдума будет открыт для всех. Траты по нему будут общедоступны, сумм больше того бюджета, который мы утвердим на собраниях инициативных групп, мы принимать не будем и я, ставя на кон своё честное имя, могу смело утверждать, что не будет ни одного факта воровства во время проведения референдума. Ни одного.
Итак, хочу обратиться ко всем, кто поддерживает идею проведения референдума. И к тем, кто ещё не определился. Нужно смотреть правде в глаза. Сейчас, когда работа ещё не начата, когда нет ни одной сформированной неформальной инициативной группы, когда не сделано ещё ни одного шага, нам всем может показаться, что мы затеваем что-то неподъёмное. Что нам не удастся реализовать эту идею на практике, что мы принесём больше вреда, чем пользы своим референдумом и лучше не делать ничего, чем делать что-то.
На это я могу ответить следующее. Да, референдум, это очень сложное и трудное мероприятие. Возможно, что наша апатия и неуверенность в своих силах не позволят нам организовать референдум. Возможно организовав его, мы на нём проиграем. Но что это будет означать практически? Это будет означать лишь то, что в самом начале движения к референдуму не нашлось 4 200 человек, на всю 140-ка миллионную страну, которые были бы готовы реально и практически лично поработать на референдум. Значит так нам в ВТО и надо!
Если мы пройдём этап формирования инициативных групп, но не сможем сформулировать вопросы так, что бы они соответствовали российским законам, то значит так нам в ВТО и надо! Если мы доберёмся до регистрации в ЦИКе и не сможем потом сформировать бюджет, если мы среди 140 миллионов российских граждан не соберём под эту идею нужную сумму. Если мы потом, не сможем провести разъяснительную работу, среди 2-х миллионов граждан и референдум не будет назначен. Значит так нам в ВТО и надо!
Если же мы не сможем чего-то из списка необходимых мероприятий сделать, а «большая думская оппозиция» предпочтёт не заметить референдум, значит в условиях реального, а не придуманного мира, нужно будет признать горькую правду. С такой степенью низкой степенью активности населения, когда всем всё равно, от простых граждан, до думской оппозиции; в условиях сильнейшего внешнеполитического давления — вступление в ВТО имеет смысл. Потому, что внутри страны для отстаивания ее интересов, власти оказывается не на кого опереться! Если думские партии озабочены лишь распределением мандатов, а народ, в большинстве своём живёт по принципу «моя хата с края», то где те силы, которые готовы будут объединиться против вступления?
Я считал и считаю, что никаких преференций от ВТО мы не получим. С политическими дивидендами всё равно обманут, а экономические вызывают больше вопросов, чем уверенности в их существовании. Геополитический курс страны должен выстраиваться на создании и укреплении своих союзов, а не на вступлении в чужие. Внутриполитический курс должен преследовать единственную цель — постепенный обрыв всех пуповин, которые делают нашу экономику встроенной в мировое распределение труда.
Нам нужно добиться не только того, что бы больше никогда НИ ОДИН РУССКИЙ солдат не проливал свою кровь за чужие интересы.
Нам нужно так же добиться и того, что бы на эти же чужие интересы не работал больше НИ ОДИН РУССКИЙ РУБЛЬ.
Что бы ни одна РУССКАЯ ТОННА НЕФТИ, ни один РУССКИЙ КУБОМЕТР ГАЗА, не работал больше на поддержание ЧУЖИХ экономик и являлся основой для ЧУЖИХ СОСТОЯНИЙ.
Не пора ли нам превратиться в граждан своей страны и перестать упиваться ролью «маленького человека», от которого ничего не зависит?
Если ваш ответ ДА, то присоединяйтесь в практической работе по организации референдума по вопросу о вступлении в ВТО!
Еще раз повторю адрес, по которому будут приниматься заявки от тех, кто готов принять участие в подготовке референдума:
oleg.pgr@yandex.ru P.S. Комментарии юриста.
Для реализации инициативы проведения референдума необходимо создать инициативную группу по проведению референдума, которая представляет собой группу участников референдума, образуемую в порядке и срок, которые установлены ФКЗ О Референдуме РФ, в целях реализации инициативы проведения референдума. Группа участников референдума, из которой создается инициативная группа по проведению референдума, может состоять только из граждан РФ, обладающих в соответствии с законом право на участие в референдуме, то есть достигших 18 лет (кроме признанных вступившим в законную силу решением суда недееспособными или содержащимися в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда).
Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, а) чтобы исключалась возможность его множественного толкования, б) чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и в) чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. При этом если федеральным органом государственной власти, иным государственным органом уже принято решение по существу вопроса, который выносится на референдум, то это НЕ ПРЕПЯТСТВУЕТ проведению референдума по данному вопросу.
Закон различает выдвижение инициативы проведения референдума (когда собираются подписи для того, чтобы побудить власть провести референдум) и само проведение референдума (когда власть проверила, что процедура инициативы проведения референдума полностью соблюдена и своим решением назначает и проводит уже собственно сам референдум).
Так вот выдвижение инициативы проведения референдума и само проведение референдума не допускается в
а) последний год полномочий Президента РФ (с текущего дня до 02.03.2012 г. включительно),
б) последний год полномочий ГосДумы РФ (с текущего дня до 02.12.2011 г. включительно),
в) период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного федерального органа (то есть в период избрания Президента РФ и ГосДумы РФ). В свою очередь избирательная кампания по закону длится с в период со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня представления ЦИК отчета о расходовании бюджетных средств, выделенных для подготовки и проведения выборов.
То есть, сейчас идет избирательная кампания одновременно на всей территории РФ по выборам в Госдуму, которая закончится в день представления ЦИКом отчета по деньгам (закончится где-то в декабре 2011 г.).
Избирательная компания одновременно на всей территории РФ по выборам Президента начнется предположительно с 26-30.11.2011 г., закончится в день представления ЦИКом отчета по деньгам (предположительно не раньше середины марта 2012 г.)
Получается, что избирательные кампании по выборам в Госдуму и Президента накладываются друг на друга. То есть, до примерно середины марта 2012 г. (точнее будет известно в марте 2012 г.) НЕЛЬЗЯ выдвигать инициативу проведения референдума и соответственно назначать и проводить референдум.
По инициативе граждан референдум может быть назначен, если соберем не менее 2 миллионов подписей граждан РФ, но не более 2100000 (совершеннолетних, дееспособных, не сидящих в местах лишения свободы по приговору суда, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания), при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50000 из них.
Нужно образовать инициативную группу, которая должна состоять из региональных подгрупп. При этом в каждую региональную подгруппу должно входить не менее 100 человек, место жительство которых находится на территории того субъекта РФ, где эта региональная подгруппа образована. Всего субъектов РФ, где образовываются региональные подгруппы должно быть более чем половина от числа всех субъектов РФ, то есть, 42 субъекта РФ и более по 100 человек в каждом как минимум. Итого, общее число инициативной группы по всей стране должно быть как минимум 4200 человек.
Теперь собственно начало процедуры выдвижения инициативы. Кто-нибудь один (или несколько, но удобнее один) из тех как минимум 100 человек региональной подгруппы, кто будет инициатором в каждом из субъектов РФ, письменно уведомляет избирательную комиссию своего субъекта о вопросе референдума, дате, месте, времени проведения собрания участников референдума для решения вопроса об образовании региональной подгруппы. Это уведомление должно быть сдано в избирательную комиссию субъекта не позднее, чем за пять дней до проведения собрания, так как член избирательной комиссии субъекта вправе присутствовать на таком собрании. Уведомление составляется в произвольной форме в двух экземплярах, один сдается в избирком, на втором (нашем экземпляре) проставляется отметка избиркома о его получении с указанием даты.
В день собрания не менее чем 100 человек в каждом из не менее 42 субъектов РФ нужно пригласить нотариуса (естественно, заранее найти помещение (все-таки не меньше 100 человек), заранее с нотариусом договориться, так как на его работу на собрании уйдет почти целый день). Все приходят с паспортами (не просроченными, с личной подписью, регистрацией по месту жительства или по месту пребывания) Составляется протокол регистрации участников собрания, в 2 экземплярах (форма произвольная), в котором каждый из зарегистрированных участников собрания расписывается, а его подпись удостоверяется нотариусом (каждый человек пусть сам за себя заплатит, это около 150-300 руб. (с учетом 2 экз 300-600 руб.), чтобы решить финансовый вопрос на этом этапе, до создания фонда по финансированию референдума). На повестку дня собрания выносятся вопросы: 1) создание региональной подгруппы; 2) об утверждении формулировки вопроса референдума (во всех субъектах одна формулировка); 3) об образовании инициативной группы по проведению референдума; 4) о назначении из числа членов региональной подгруппы уполномоченных представителей региональной подгруппы (6-8 человека достаточно, из них хотя бы один пусть будет практикующий юрист). Все это оформляется протоколом произвольной формы в 2 экз. Решение считается принятым, если «за» проголосовал 51 человек и больше из 100 (более половины из присутствующих). На уполномоченных оформляются доверенности по неск. экземпляров. Все участники собрания пишут в двух экземплярах заявления о согласии быть членами инициативной группы по проведению референдума, подписывают их.
Эти 6-8 уполномоченных представителей региональной подгруппы обращаются в избирком субъекта (при себе иметь паспорта) с ходатайством (произвольная форма) (2 экз.: один отдаем, на втором (нашем экз.) входящий штамп с датой получения) о регистрации региональной подгруппы, в котором указывают формулировку вопроса, которая утверждена на собрании региональной подгруппы. К этому ходатайству прилагаются: 1) протокол собрания региональной подгруппы, а также протокол регистрации участников референдума; 2) доверенности, оформленные на уполномоченных представителей региональной подгруппы; 3) список членов региональной и уполномоченных представителей региональной подгруппы в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной ЦИК РФ (образец есть в федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ). В списке указываются ФИО, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства каждого из указанных лиц, а для уполномоченных представителей региональной подгруппы – также номер телефона каждого из них; 4) письменные заявления членов региональной подгруппы о согласии быть членами инициативной группы по проведению референдума.
Избирательная комиссия каждого субъекта РФ, при получении ходатайства о регистрации региональной подгруппы, немедленно уведомляют ЦИК РФ о вопросе референдума. ЦИК в течение 10 дней с даты первого такого уведомления в течение 10 дней проверяет соответствие вопроса референдума требованиям закона и принимает решение об утверждении мотивированного заключения о соответствии или не соответствии вопроса референдума закону. Если решение о несоответствии, то ЦИК немедленно доводит его до сведения всех избиркомов субъектов. Избиркомы после получения такого решения ЦИКа не вправе регистрировать региональные подгруппы по данному вопросу референдума. Такое решение ЦИКа о несоответствии может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.
Тем временем, избирком субъекта в течение 15 дней со дня получения ходатайства о регистрации региональной подгруппы, все проверяет и либо регистрирует, либо отказывает в регистрации подгруппы. Решение избиркома субъекта РФ об отказе в регистрации может быть обжаловано в суд субъекта РФ (верховный суд республики, областной суд, Московский городской суд, Санкт-Петербургский городской суд и т.п.). Решение избиркома субъекта РФ выдается в подлиннике и заверенной избиркомом копией.
Пункты 5-10 относятся ко всем из не менее чем 42 субъектов РФ. Все собрания в целях экономии времени лучше проводить во всех субъектах синхронно.
Как только региональные подгруппы будут зарегистрированы хотя бы в 42 субъектах РФ, уполномоченные представители региональных подгрупп из не менее чем 42 субъектов проводят собрание, где принимают решение об обращении в ЦИК РФ с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и вопроса референдума (оформляется протоколом в 2 экз. в произвольной форме). При этом оформляется в 2 экз. протокол регистрации уполномоченных при проведении собрания. На этом же собрании уполномоченные региональных подгрупп выбирают уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума (1-2 чел. достаточно, один из них пусть будет практикующий юрист) и уполномоченных представителей по финансовым вопросам (1-2 чел достаточно, один из них пусть будет практикующим аудитором и т.п.). На новых уполномоченных оформляются доверенности по неск. экземпляров.
Затем с таким ходатайством (форма произвольная в 2 экз.: один отдаем, на втором (нашем экз.) входящий штамп с датой получения) эти новые уполномоченные обращаются в ЦИК в срок не позднее чем через 2 месяца со дня регистрации первой региональной подгруппы. Если срок будет пропущен, то все процедуры подлежат прекращению по решению ЦИК. В этом ходатайстве указываются: 1) формулировка вопроса референдума; 2) наименования субъектов РФ, в которых зарегистрированы региональные подгруппы и на территориях которых предполагается сбор подписей участников референдума (тех самых не менее 2000000). К ходатайству прилагаются: 1) решения (оригинал и заверенная копия) избирательных комиссий субъектов РФ о регистрации региональных подгрупп; 2) протокол собрания уполномоченных представителей региональных подгрупп и их решения об обращении в ЦИК; 3) протокол (оригинал или нотариально заверенная копия) регистрации уполномоченных представителей региональных подгрупп при проведении собрания уполномоченных представителей региональных подгрупп; 4) список уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и ее уполномоченных представителей по финансовым вопросам в печатном и машиночитаемом виде по форме, утвержденной ЦИК. В списке указываются ФИО, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, местно работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий), номер телефона каждого из указанных лиц; 5) доверенности, оформленные на уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и ее уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
ЦИК в течение 10 дней проверяет соответствие ходатайства закону, если все нормально, то ЦИК принимает решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума, регистрирует ее уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, с указанием их ФИО и дает разрешение на открытие специального счета фонда референдума, а также выдает инициативной группе регистрационное свидетельство и извещает об этом избирательные комиссии субъектов, зарегистрировавших региональные подгруппы. В этом регистрационном свидетельстве указывается дата окончания срока сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, которая составляет 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума. Если ЦИК откажет в регистрации, то можно обжаловать в Верховный суд РФ.
Инициативная группа составляет подписной лист. В нем указываются: 1) наименование субъекта РФ, где будет сбор подписей; 2) номер регистрационного свидетельства и дата окончания сбора подписей; 3) формулировка вопроса референдума. Подписные листы изготавливаются инициативной группой по форме согласно приложению 1 к ФКЗ О референдуме РФ. Номер регистрационного свидетельства вносится в подписной лист при его изготовлении (это, чтоб заранее подписи не собирали).
Нужно собрать не менее 2 миллионов подписей граждан РФ, но не более 2100000 (совершеннолетних, дееспособных, не сидящих в местах лишения свободы по приговору суда, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания), при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50000 из них.
Право сбора подписей принадлежит исключительно членам инициативной группы по проведению референдума, входящим в региональную подгруппу, зарегистрированную избиркомом субъекта РФ, на территории которого осуществляется сбор подписей. Подписи в поддержку инициативы проведения референдума могут собираться только на территориях тех субъектов РФ, избиркомами которых были зарегистрированы региональные подгруппы.
Подписи в поддержку инициативы проведения референдума собираются посредством их внесения в подписные листы. В подписном листе ставится подпись участника референдума и дата ее внесения, а также указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно. Сведения об участнике референдума, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.
Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписями члена инициативной группы по проведению референдума, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, и одного из уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума. При заверении подписного листа член инициативной группы по проведению референдума, осуществлявший сбор подписей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. При заверении подписного листа уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
При сборе подписей в поддержку инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи и сведения о члене инициативной группы по проведению референдума, осуществлявшем сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума, и об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума ставятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи участника референдума.
Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума может осуществляться по месту учебы, жительства и в других местах, где сбор подписей и проведение агитации по вопросам референдума не запрещены настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами.
Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от форм собственности, членов комиссий референдума с правом решающего голоса в сборе подписей в поддержку инициативы проведения референдума не допускается. Запрещается в процессе сбора подписей принуждать участников референдума ставить свои подписи или вознаграждать их за это в любой форме. Запрещается сбор подписей на рабочих местах, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, оказания благотворительной помощи.
Расходы на сбор подписей участников референдума осуществляются за счет средств фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.
Напоминаю, что на все про все 45 дней после регистрации ЦИК инициативной группы.
Подписи собраны, в срок до вышеуказанных 45 дней инициативная группа подсчитывает количество собранных подписей по каждому субъекту РФ, на территории которого проводился сбор подписей. По результатам составляется протокол (форма произвольная, 2 экз.) об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, который подписывается уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.
Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок по субъектам Российской Федерации, протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, а также первый финансовый отчет (есть разъяснения ЦИК по отчетам) инициативной группы по проведению референдума об использовании средств фонда референдума передаются уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее 18 часов по московскому времени дня, в который истекает срок сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума.
При приеме документов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации заверяет каждую папку с подписными листами своей печатью (специальным штампом), проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей участников референдума, и выдает уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума документ в письменной форме, подтверждающий прием подписных листов, с указанием количества принятых подписных листов, заявленного количества подписей участников референдума, даты и времени приема подписных листов. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не вправе ограничивать доступ уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума в занимаемое ею помещение или отказывать ему в приеме документов в случае, если документы доставлены до истечения 45-дневного срока. Если в срок не уложимся, то все процедуры подлежат прекращению по решению ЦИК.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 30 дней со дня приема подписных листов и документов проверяет соблюдение порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей, а также соблюдение инициативной группой по проведению референдума порядка финансирования своей деятельности и правил проведения агитации по вопросам референдума.
Для проверки соблюдения порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может своим решением создавать рабочие группы из числа членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, работников ее аппарата, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий референдума, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей.
Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, иные комиссии референдума вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума, а также ГАС «Выборы». Сведения о результатах проверки, полученные по каналам связи ГАС «Выборы» и подписанные электронной цифровой подписью должностного лица избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, могут являться основанием для признания подписей участников референдума недействительными.
Проверке подлежит не менее 40 процентов подписей от необходимого для реализации инициативы проведения референдума количества подписей участников референдума и соответствующих им сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах.
Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При проведении жеребьевки и проверке подписных листов вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума. Жеребьевка проводится в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации непосредственно после выдачи уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума документа, подтверждающего прием подписных листов.
О времени проведения проверки Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана сообщить уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума. Проверке подлежат все подписи участников референдума и соответствующие им сведения об участниках референдума, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
По результатам проверки подпись участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Если количество выявленных при выборочной проверке недостоверных и (или) недействительных подписей участников референдума составит 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, дальнейшая проверка подписных листов не проводится.
По окончании проверки составляется итоговый протокол, который подписывается членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса и представляется Центральной избирательной комиссии Российской Федерации для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Внесение изменений в протокол после принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации указанного решения не допускается. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за пять дней до дня заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, на котором должен рассматриваться вопрос о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. В случае, если количества достоверных подписей участников референдума недостаточно для назначения референдума либо количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
По итогам проверки Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума.
В случае, если количества достоверных подписей участников референдума достаточно для назначения референдума и при этом количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило менее 5 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации указывает это в своем решении о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Данное решение Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через пять дней со дня его принятия направляет Президенту Российской Федерации и одновременно уведомляет о своем решении палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
В случае, если количества достоверных подписей участников референдума недостаточно для назначения референдума либо если количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 5 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации указывает это в своем решении о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. После принятия данного решения процедуры по реализации инициативы проведения референдума прекращаются. Инициативная группа по проведению референдума в течение 10 дней после получения копии такого решения вправе обжаловать его в Верховный Суд Российской Федерации.
Копии решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не позднее чем через три дня со дня его принятия направляются инициативной группе по проведению референдума, передаются в средства массовой информации, а также размещаются в международной компьютерной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).
Референдум назначает Президент Российской Федерации. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент Российской Федерации направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту Российской Федерации. Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию.
Если Конституционный Суд Российской Федерации признал инициативу проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума соответствующей Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда Российской Федерации назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации.
При назначении референдума Президент Российской Федерации определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации.
http://nstarikov.ru/blog/13704