Коммерческая катастрофа SuperJetНе было еще такой серии гражданских самолетов, которая не знала бы аварий и катастроф. По их количеству судят о надежности той или иной модели. Российский долгожданный и выстраданный Sukhoi SuperJet-100 тоже открыл свою печальную статистику. Хотя и проблемы с этим самолетом возникли гораздо раньше.
9 мая новый, абсолютно исправный самолет не упал, а врезался в гору в сложных метеоусловиях, из-за чего произошло его мгновенное разрушение, и даже радиомаяк (французского, кстати, производства) не успел включиться. Гора Салак, часто окруженная вертикальными кучевыми облаками, пользуется дурной славой у пилотов. По данным The Jakarta Post, за последнее десятилетие там произошло уже 7 авиакатастроф, причем одна из них — крушение тренировочного самолета с тремя людьми на борту — совсем недавно. Ну а российским пилотам еще просто не доводилось вести SuperJet в горах, да еще и в облаках. Не исключено также, что была допущена ошибка диспетчером, разрешившим снижение самолета до опасных высот.
То есть, по всем признакам, катастрофа произошла из-за человеческого фактора и на репутации SuperJet сказаться не должна. Но может получиться и иначе: ведь статистика ЧП с новым лайнером была открыта раньше. SuperJet совершил свой первый коммерческий рейс чуть более года назад, а с тех пор с самолетами этого семейства произошли уже четыре ЧП. По данным, которые приводит РИА «Новости», 25 декабря 2011 года один такой лайнер, принадлежащий «Аэрофлоту», не смог вылететь из Минска из-за проблем с шасси. Устранить неполадку на месте не удалось, в результате было принято решение о возвращении самолета в Москву без пассажиров. 16 марта 2012 года аналогичный самолет, вылетев из Москвы в Астрахань, был вынужден вернуться, опять же из-за неисправности шасси. 6 мая SuperJet при посадке в аэропорту Казани выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, правда, вскоре вернулся на нее. Но все это, конечно, мелочи по сравнению с катастрофой, которая произошла в Индонезии. И эти мелочи могли бы остаться незамеченными и никак не повлиять на репутацию. Но катастрофа — неважно, по чьей вине она произошла — моментально сделала прежние происшествия значимыми, выстроившись с ними в один ряд. А это уже серьезный удар по репутации.
Пока никто из потенциальных покупателей не отказался от приобретения новых российских авиалайнеров (всего на данный момент есть заказы на 170 штук), лишь Индонезия приостановила переговоры — до выяснения причин произошедшей трагедии. «Аэрофлот» и армянская авиакомпания «Армавиа», уже эксплуатирующие эти самолеты, не стали приостанавливать их полеты. Тем не менее, очевидно, что продавать их отныне будет труднее.
Вообще же с этим самолетом было немало проблем. Начать хотя бы с того, что он был задуман как «региональный самолет» (первое название — Russian Regional Jet — RRJ), однако из-за низко расположенных двигателей он оказался неспособен садиться на большинство российских региональных аэродромов, ввиду крайней раздолбанности их взлетно-посадочных полос. К тому же SuperJet добирался до конвейера более десяти лет, как минимум на три года отстав от графика. И в итоге оказалось, что лайнер не соответствует заявленным характеристикам: он получился на 3,5 т тяжелее, чем обещали разработчики, и потребляет на 11% больше топлива. Из-за этого «Аэрофлот» — крупнейший заказчик «суперджетов» — даже хотел судиться с компанией-производителем — ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). По пути к конвейеру проект растерял часть заказов, в том числе крупный и принципиально важный для выхода на европейский рынок заказ итальянской авиакомпании Alitalia, который активно продвигали премьер-министры двух стран. Более того, итальянской Alenia Aeronautica был продан блокирующий пакет акций ГСС и создано СП «Superjet International». Но все тщетно: Alitalia устала ждать и в начале прошлого года взяла в лизинг бразильские «эмбраеры».
Это, по сути, была первая коммерческая катастрофа SuperJet: ему не удалось сходу пробиться на западные рынки. Хотя в Superjet International не теряют надежды, и при участии автомобильного дизайнерского дома Pininfarina разработали дизайн этого самолета специально для западных стран. В конце прошлого года появился и скромный заказ на 8 лайнеров от итальянской авиакомпании Blue Panorama Airlines. Но теперь случилась вторая, настоящая катастрофа, которая может подорвать позиции российского самолета и на Западе, и на Востоке.
Впрочем, российским-то этот авиалайнер может считаться лишь с большой натяжкой. Проектировался он отечественными конструкторами совместно со специалистами из компании Boeing, двигатели делали вместе с французской компанией Snecma, системы управления — полностью французские (Thales), гидравлика — британская (Parker).
YTPO.ru