Автор Тема: Жрецы деревянных аэродромов  (Прочитано 1188 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Олег Бунтарев

  • Писатель
  • БОЛЬШОЙ ДРУГ
  • Друг
  • *****
  • Сообщений: 15463
  • Country: ru
  • Репутация: +10470/-0
  • Пол: Мужской
  • Здравствуйте друзья
    • Просмотр профиля
Жрецы деревянных аэродромов

Сергей Евтушенко

Зарождение религии – явление, мягко говоря, необычное. Как бы вы его представили? Возможно, перед глазами оживают картины из мифов и легенд: величественный голос с небес, боги, являющиеся смертным, чудеса и кары... Как ни странно, процесс возникновения новой веры может быть гораздо более простым, если не сказать комичным. Речь идет о культе карго, распространенном среди туземных обитателей островов Океании.


Каждый год 15 февраля устраивают торжественные марши, рисуя на груди буквы USA и водрузив на плечи деревянные подобия ружей

ПАРАДОКС СРЕДИ ОКЕАНА

Культ карго (от англ. Cargo – «груз») – самое молодое из религиозных движений. И самое необычное. Обнаружено оно было, когда в середине прошлого века Меланезийские и Микронезийские острова посетили исследователи-этнографы. Наблюдение за бытом и ритуалами местных племен повергло ученых в шок; обнаруженные практики оказались неслыханны для антропологической науки.

Глазам ученых предстали скрупулезно созданные из подручных материалов... западные военные базы. Посреди леса и на побережье были расчищены и по всем правилам обозначены взлетно-посадочные полосы. Рядом с ними стояли построенные из подручных средств будки. В будках посменно сидели островитяне. При этом они напяливали на головы «шлемофоны», сделанные из листьев и скорлупы орехов. Время от времени возле «аэродромов» народ маршировал с палками на плечах, а также разворачивались ритуальные танцы с флажками, подозрительно напоминающие сигнальную азбуку. Этнографы ломали голову несколько месяцев, пока не выяснили наверняка: действия туземцев – не буйное помешательство. Это – религия.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – САМОЛЕТЫ

Началось все во время Второй мировой, когда войска США для подготовки атак на японцев базировались на небольших островах, удобных и малозаметных для противника. Туземные племена взирали на белых людей в странных одеждах сначала с изумлением, а затем с искренним интересом. Прилетали грузовые самолеты, привозившие солдатам оружие, снаряжение, провиант, и кое-что из этого перепадало на долю местного населения. Консервы, шоколад и кока-кола пришлись туземцам по вкусу. Но главное, что божественно вкусная еда и напитки доставались им совершенно безо всякого труда. Вожди племен призадумались, каким образом белый человек получает подобные блага, а затем пошли за советом к шаманам. И те довольно быстро нашли наиболее логичный ответ – благодать снисходит от духов предков.

Дело все в том, объяснили они, что белые люди с помощью какого-то колдовства смогли уговорить предков – что примечательно, не их собственных, а предков именно туземцев – ниспослать на землю чудесные дары. И лишь малая их часть в результате достается истинным наследникам духов, тогда как американцы забирают почти все себе. Аргументы шаманов были неопровержимы: ведь белые люди за все время пребывания на островах не сделали совершенно ничего полезного. Они не возделывали землю, не собирали плоды и не растили скот, а только ходили строем туда-сюда, перекладывали за столами бумажки и говорили в странные коробочки, которые им потом отвечали. Что же это, если не магические действия?! И решили островитяне, что, если повторить ритуал правильным образом, благодать снизойдет и на них.

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ДУХОВ

Зачатки культа карго – не как религии поклонения грузу, а именно в повторении действий с неверно истолкованным смыслом – проявлялись еще в конце XIX века у индейцев племени пайуте, населяющих запад США. Пророк Вовока, будучи приемным сыном в религиозной христианской семье, услышал о втором пришествии Иисуса и смог у себя в голове совместить эту информацию с индейскими легендами. Он вернулся к своим людям, убеждая их, что если они будут жить в любви и всепрощении, при этом исполняя нужные ритуалы, то... по железной дороге вернутся духи предков и навсегда уничтожат белого человека. Индейцы почему-то не усмотрели несоответствия в словах пророка и с радостью танцевали Пляску духа, в которой угадывались черты военной маршировки. Надо заметить, кое-чего Вовока все же добился. Против обезумевших, как решило правительство США, индейцев направили регулярные войска. Ритуал не защитил их от пуль, и смертельно разочарованное племя, потеряв сотню человек, вернулось к жизни в резервации.

С жителями же Океании, к счастью для них, ситуация обернулась совершенно иным образом. Никто не пытался выселить их с родной земли или уничтожить, максимум – переубедить. Но это было нелегко. В начале – середине XX века культы карго росли на островах как грибы после дождя, причем совершенно независимо друг от друга. Были они замечены в Новой Каледонии, на Соломоновых островах и на Фиджи. Самый ранний документирован концом XIX века в Папуа – Новой Гвинее и носит название «Вайлальское безумие»: тамошние обитатели – папуасы верили, что приплывет призрачный парусник и привезет умерших предков вместе с консервами, инструментами и другими полезными вещами, виденными у белых людей. В целях ускорения прибытия парусника они прекратили работать и стали упиваться кавой – сильным галлюциногенным напитком. Несколько месяцев местное население пребывало в состоянии непрерывного наркотического бреда, доводя миссионеров до нервных срывов.

МЕССИЯ ПО ИМЕНИ ДЖОН

О популярности культа карго в то время можно судить по желанию американских военных откреститься от него. Они даже отправили на Новые Гебриды специальную пропагандистскую миссию, дабы убедить островитян, что американские военные силы не имеют никакого отношения к местным предкам. Но вера островитян оказалась сильнее. Более того, американцы сами подлили масла в огонь верованиям о неиссякаемости рога изобилия, когда в конце войны на соседнем острове Эспириту-Санту спихнули бульдозерами с обрыва в море ставшие ненужными джипы, самолетные запчасти и другое оборудование. Шестьдесят лет спустя ныряльщики продолжают доставать куски авиационных моторов и непочатые бутылки кока-колы с морского дна, окрестив это место мысом Миллиона долларов.


Индейцы почему-то не усмотрели несоответствия в словах пророка и с радостью танцевали Пляску духа, в которой угадывались черты военной маршировки

 К началу XXI века большинство культов по тем или иным причинам прекратили существование, но один продолжает жить и сегодня. Это религия Джона Фрума, зародившаяся на острове Танна около восьмидесяти лет назад. По преданию туземцев, Джон Фрум в то время жил среди них, улетел в США, но пообещал вернуться, подарив своим последователям рай на земле. Разумеется, в список вещей, необходимых для рая, входили консервы, сладости, «волшебные» инструменты белых людей, просторные дома... Верующие в Джона старательно расчищают место для посадки его самолета и каждый год 15 февраля (обещанная дата возвращения) устраивают торжественные марши, рисуя на груди буквы USA и водрузив на плечи деревянные подобия ружей. Жрецы же уверяют публику, что говорят с Джоном по радио из кокосов.

НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ

Идут десятилетия, Джон Фрум пока не вернулся к своим последователям. Островитян неоднократно навещали группы миссионеров, затем исследователей, потом туристов. Все они настойчиво пытались убедить народ острова Танна в том, что культ карго ошибочен, но достигали лишь снисходительных улыбок на лицах верующих. На вопрос, почему они ждут Джона уже столько лет, когда тот не приходит, у островитян есть действительно хороший ответ: «Вы, белые люди, ожидаете своего Иисуса Христа уже две тысячи лет, а он все не возвращается. Уж мы-то можем подождать Джона еще немного».

И возразить им по сути нечем.

ufolog.ru
Защити слабого, огради беззащитного, порази лицемерного и срази врага РОДИНЫ.  :+++=:

Мои произведения