Страховщики нашли новые способы заработать на ОСАГО и КАСКО
Новые уловки придумывают некоторые страховые компании в связи с появлением единой базы данных, а также электронным контролем за техосмотром. Теперь автовладельцу приходится более серьезно относиться к выбору страховщика или агента. А лучше самому знать все особенности обязательного страхования. Вот какие уловки испытала на себе корреспондент "РГ".Принуждение к техосмотру- Добрый день, у вас страховочка кончается, - ласково пропела телефонная трубка. - Приезжайте, мы уже выписали новый полис.
Уже много лет в июне одна из страховых компаний так напоминает о себе. Клиентом я считаюсь, судя по всему, любимым. Это означает, что деньги страховщикам плачу регулярно, вожу аккуратно. В ДТП за 15 лет попала всего 3 раза, и те по вине других водителей. То есть страховщики, получая мои кровные, на моей машине не разоряются.
- Забыла напомнить, - продолжила трубка, - когда придете за полисом, надо будет пройти техосмотр.
- Но он у меня есть. Машина при покупке получила талон сразу на 3 года. И срок его действия заканчивается в декабре 2013-го.
- Нет, это не считается. У вас же машина 2010 года выпуска, значит, 3-летний срок закончился, - резюмировала трубка. - И не спорьте. Это раньше, когда этим занималась ГАИ, там месяцы считали. А теперь считают только годы. Так что ваши уже истекли.
Утром в офисе страховой компании я оказалась первым клиентом.
- Как у нас с осмотром? - поинтересовалась страховщица. - Без него полис не отдам.
Вопрос о том, в каком законе это прописано, ее не сильно смутил.
- Это были не законы, - поправилась страховая дама, - а требования правительства.
- Требований правительства не бывает. Есть постановления, есть распоряжения. Номер документа, где сказано, что месяцы не считаются, можно узнать?
В офисе наступила гнетущая пауза. Из закутка, где за стеклом сидит руководитель, раздалось громкое покашливание.
- Ну ладно, - неожиданно смилостивилась страховая дама. - Берите свой полис.
Вряд ли это ошибка страхового агента, раз уже не первого клиента отправляют на техосмотр с действующим полисом. Скорее, стоит подозревать в этом или политику самой компании, или конкретного ее филиала, у которого есть договоренности с оператором техосмотра. Ведь, по сути, отказ в выдаче полиса и направление на техосмотр - это нарушение закона. Да, год назад была норма, по которой страховщик не мог продать полис ОСАГО, если до истечения срока действия талона техосмотра оставалось менее 6 месяцев. Но эта норма давно отменена. В случае аварии, если выяснится, что у автомобиля не было действующего ТО, страховщик может выставить автовладельцу регресс. Но не продавать полис он просто не имеет права.
Когда бонус совсем малусЕще один подвох, которым стали пользоваться страховые компании: расчет коэффициента бонус-малус. Это скидка за безаварийную езду или, наоборот, своеобразный штраф за аварию. Раньше главным аргументом для его точного расчета был полис.
С начала года Российский союз автостраховщиков запустил в эксплуатацию единую базу данных - АИС ОСАГО. В нее заносятся все действующие и ушедшие за 2 года в историю полисы со всеми убытками. Именно на основе этой базы данных страховые компании и назначают новый коэффициент бонус-малус. Но некоторые страховщики стали заявлять клиентам, что их данных нет в АИС ОСАГО, а значит, коэффициент будет "1", даже если у них 7 лет безаварийного стажа.
Сам водитель не может проверить свою историю и поспорить со страховщиком о присвоенном ему коэффициенте. Как пояснили в РСА, процесс запуска любой масштабной IT-системы в эксплуатацию всегда трудоемкий и предусматривает несколько этапов. На 1-м этапе в нее был загружен огромный объем данных (полная информация о 80 млн договоров ОСАГО, заключенных в 2011-2012 гг.). Сейчас она работает в штатном режиме, и компании продолжают передавать сведения обо всех заключаемых договорах. РСА проверяет чистоту базы, сверяет исторические данные с сегодняшними. В будущем союз обещает предоставить всем страхователям возможность самостоятельно в режиме онлайн проверить свой коэффициент.
РезюмеА пока небольшой расчет. У меня машина мощностью 148 л.с., я живу в Москве, мой возраст более 22 лет, стаж больше трех. Сейчас у меня 10-й класс, т.е. коэффициент бонус-малус равен 0,65. В итоге страховка мне обходится в 3600 рублей. Через 3 года безаварийной езды я буду платить 2770 рублей.
Если вдруг мне присваивают 3-й класс, т.е. коэффициент "1", то я должен буду заплатить за полис уже 5,5 тыс. рублей. Разница - 1900 рублей. Чтобы дойти до того же класса, что у меня сейчас, мне потребуется 7 лет безаварийной езды. Только за новые 7 лет я переплачу 8 тыс. рублей за ОСАГО. Не такая уж дешевая шалость получается. Тем более если вам компания присвоила "1", то в дальнейшем все от нее плясать и будут.
Потому если вы знаете, что не совершали аварий, а вам говорят, что, судя по базе, у вас "3-й класс" - идите в другую страховую. Возможно, у нее более правильная база. А добиваться справедливости можно будет, лишь когда доступ к АИС ОСАГО предоставят самим автовладельцам, и они смогут сами ознакомиться со своей страховой историей.
КстатиНедействующий техосмотр - другая уловка, которой стали пользоваться страховщики. Например, вы пришли покупать полис, предъявили талон техосмотра или диагностическую карту, а страховщик вам заявляет, что этого документа нет в базе. Потому, если что произойдет, он может возложить оплату на вас, так что лучше пройти техосмотр у их оператора.
И тут страховые компании лукавят. Как пояснили "РГ" в РСА, сегодня в реестре операторов ТО, размещенном на сайте РСА, 2500 организаций. Пройти техосмотр и получить диагностическую карту можно в любой из них. При этом операторы обязаны вносить в единую базу данных ЕАИС ТО информацию обо всех автомобилях, прошедших техосмотр. Контроль за этой базой возложен на МВД. Именно из нее РСА получает данные и передает информацию страховым компаниям.
Но не все операторы техосмотра передают эти данные вовремя. К тому же даже по закону у них довольно длительный лимит времени на передачу этих данных - 15 дней. Если по какой-то причине аккредитованный оператор не внес в базу информацию, то у страхователя должна быть на руках диагностическая карта, которая обязательно выдается при прохождении техосмотра. Этого документа достаточно для покупки полиса, заверили нас в РСА.
Текст: Владимир Баршев , Наталья Козлова
Российская Газета, Сегодня, 12:05