Первый астронавт США просит не полагаться на РоссиюВ США с новой силой разгорелась дискуссия вокруг закрывшейся программы Space Shuttle. С аргументированным требованием возобновить полеты выступил один из главных космических авторитетов Америки.В поддержку одного из уходящих символов современной Америки — многоразовых космических кораблей — выступила «тяжелая артиллерия». Джон Гленн, первый американский астронавт, совершивший орбитальный космический полет, считает, что шаттлы рано списывать на свалку истории, а российские «Союзы» не слишком надежны, чтобы в космосе от них зависела такая держава, как США. К общенациональной дискуссии по вопросу использования челноков национальный герой присоединился, выступив с девятистраничным заявлением. В нем астронавт тезисно обозначил свою позицию по различным аспектам американской космической программы.
Кто такой Джон Гленн:Джон Гершель Гленн, родился 18 июля 1921 года. Ветеран Второй мировой войны, участник войны во Вьетнаме. В 1959 году Гленн был внесен в первую группуГленн не может себе представить, чтобы об успехах американских астронавтов жители США узнавали из российских выпусков новостей. «У нас есть корабль, он отлично работает, зачем от него избавляться? — недоумевал Гленн в телефонном интервью Associated Press. — Обращаться к России и, по сути, делать нашу космическую программу подконтрольной ей — с этим не могу смириться ни я, ни, пожалуй, американский народ», — добавил бывший сенатор.
Infox.ru приводит основные выдержки из заявления астронавта.Заявление«Для американских пилотируемых космических полетов настают переломные дни. Противоречивые мнения и советы поступают президенту и в конгресс из научных и аэрокосмических кругов. С января будущего года впервые с начала космической эры у США не будет средств, чтобы запустить человека в космос. Наши астронавты будут вынуждены летать на МКС при помощи российских кораблей, с российской базы в Казахстане (Байконур. — Infox.ru). С конца этого года и, вероятно, в ближайшие пять-десять лет за запусками астронавтов США в американских домах и школах будут следить с разрешения российского телевидения. Для самой летающей в космос нации в мире это неприемлемо».
МКС«Для строительства станции мы пригласили к участию 15 стран в качестве партнеров. МКС оказалась нелегким и дорогим проектом. Первые элементы МКС были доставлены в космос в 1998 году. Россия во время своих первых двух миссий вывела на орбиту свой сегмент, однако с того времени все строительство МКС легло на грузоподъемные шаттлы. Лишь сейчас МКС полностью достроена и в начале лета стала функционировать во всю силу. МКС — масштабный национальный инвестиционный проект стоимостью $100 млрд, наши коллеги по космосу внесли в него $12−15 млрд. В январе 2004 года президент Джордж Буш, реагируя отчасти на доклад о катастрофе шаттла Columbia, признавший, что у NASA нет долгосрочного плана, дал указание:
а) строить базу на Луне;
б) лететь на Марс.
Для финансирования этой программы МКС было решено закрыть до 2015 года, а программу шаттлов — к концу 2010 года. Для полета к Луне и другим целям было объявлено о разработке программы Constellation. Несколько лет по этой программе велась работа, на сегодняшний день на нее потрачено порядка $9 млрд.
Администрация Обамы внесла коррективы в планы Буша и решила отказаться от Луны, по крайней мере сейчас, а также отказаться от программы Constellation, продлить работу МКС до 2020 года, подтвердив тем не менее отказ от шаттлов в 2010 году. Решение продлить жизнь МКС до 2020 года — с возможностью дальнейшего увеличения срока — правильное. Сейчас исследовательские программы на МКС должны расцениваться как первоочередные».
Брешь в запусках«С закрытием программы шаттлов наша «самая космическая» нация впервые с 1962 года не сможет сама даже полететь к нашей же собственной космической станции. Изначально планировавшийся на 2−3 года перерыв в запусках на самом деле обернется перерывом в 8−10 лет и больше. В это трудно поверить, но экономя на каждом запуске шаттла $400 млн, мы договорились платить русским за полет каждого нашего астронавта $55,8 млн. Полет шести астронавтов, соответственно, обойдется в $335 млн с перспективой дальнейшего удорожания. Другими словами, американским астронавтам в последующие 5−10 лет придется ездить на российский космодром, тренироваться, отправляться в космос и приземляться в конце миссии на пастбище. У русских нет тяжелых ракет, так что запуски будут ограничены весом экипажа и легкого оборудования. Ничего тяжелого на орбиту доставить будет невозможно».
Национальная гордость«Нам постоянно твердят, что космическая программа должна воодушевить молодежь к исследованиям в рамках реализации проекта STEM (наука, технологии, инженерное дело и математика). Но о каком воодушевлении будет идти речь для тех, кто видит запуски пилотируемых кораблей только по российскому телевидению, а местами посадки будут пастбища где-то в Казахстане?»
Недоверие к «Союзам»«А что произойдет в случае отказа обычно надежных «Союзов»? Всего два года назад у них были два отказа, из-за которых при спуске было превышение перегрузок, а корабль перелетел место посадки на 600 км. Спускаемые «Союзы» оставят нас без доступа к МКС. Я думаю, что экипажу на борту придется воспользоваться спасательной шлюпкой «Союз», в настоящее время находящейся на МКС. А без доступа на станцию не останется ли МКС покинутой и в конце концов войдет ли неконтролируемо в атмосферу, упав непонятно на какую часть Земли?
В краткосрочной перспективе нам надо продлить использование шаттлов как ключ к успеху МКС. Максимизировать исследовательскую программу на МКС, в том числе для имитации долгосрочного полета на Марс. Разрабатывать новые тяжелые ракеты-носители».
infox.ru