Автор Тема: История вольного города Тушина  (Прочитано 18472 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн iri1034

  • Новичок
  • **
  • Сообщений: 46
  • Репутация: +2/-0
    • Просмотр профиля
Этот материал я собирала вместе с дочерью для школьного реферата, результат мне самой понравился, узнала много нового о  районе в котором живу почти 20 лет. Думаю, что всем будет интересно...

Оффлайн iri1034

  • Новичок
  • **
  • Сообщений: 46
  • Репутация: +2/-0
    • Просмотр профиля
История вольного города Тушина
« Ответ #1 : 02-04-2010, 11:37:39 »
и так, отправимся помолясь...
  "Вся Москва разрушена, осталось только Тушино.
Если Тушино не город, значит Волга не река!"

Московская частушка

Кто не знает историю Москвы – древней столицы нашей страны. Её историю изучают и исследуют  ученые, о ней пишут в толстых книгах и умных журналах, проводят конференции, делают доклады и защищают диссертации. Но мало кто задумывается, что огромную, а иногда и трагическую, роль в жизни   Москвы играли небольшие города и селения расположенные рядом с ней. Сейчас эти населенные пункты стали частью столицы.
Из поколения в поколение жители ближнего Подмосковья вносили свою лепту в дело защиты столицы от неприятеля, в ее восстановление после многочисленных пожаров и опустошительных нашествий иноземных завоевателей. Тем не менее, эти подмосковные селения имели и свою, характерную только для них, культуру и историю. Такой историей обладает и московский район Тушино.
Историческое прошлое этой территории занимает важное место в истории нашей столицы. Прежде всего - это уникальнейший на территории Москвы комплекс археологических памятников, охватывающий огромный исторический период от древнего палеолита до начального периода истории Русского государства.
Трудно найти другое место, где в непосредственной близости были бы так полно представлены следы самых разных эпох: древнейшие на территории Москвы останки первобытного человека, неолитические стоянки III-IIтысячелетий до н.э., находки культуры бронзового века, целый ряд городищ и селищ раннежелезного века, поселения древних славян и курганы XI-XIII вв., древние торговые пути по реке Всходне и Волоцкой дороге.
Первыми дорогами в лесах Великороссии были реки. Скрещения национальных водно-ледяных дорог, возвысившие Москву, пришлись на устье Яузы и на устье Сходни - Сходня дублировала Яузу. Верховья обеих рек сопрягались волоками с Клязьмой, по которой путешественники достигали стольного города Владимира.
Высокий берег в устье Сходни готовился на роль Кремля - так историк Иван Забелин формулировал итоги археологических раскопок, предпринятых в Тушине на рубеже XIX-XX веков по инициативе губернатора Москвы, великого князя Сергея Александровича. Но узел речных путей на устье Яузы имел то преимущество, что Клязьма у яузских верховьев полноводней, чем у Сходненских. Поэтому Москва была основана ниже Неглинной  и выше Яузы.
Не случайно новейшее скрещение речных дорог - устье Канала имени Москвы - устроено в Тушине. Канал приводит корабли в Клязьму, как когда-то приводила Всходня. Именно тушинский мыс, ограниченный Всходней, мог стать местом начала Москвы.
Неудивительно, что историк Москвы И.Е. Забелин в свое время отмечал «…село Коробовское - Тушино как историческое место, занимавшее такое удобное положение, где должно было бы возникнуть городу Москве.»  История распорядилась по другому, но тем не менее Тушино является интереснейшим объектом для изучения.

Оффлайн iri1034

  • Новичок
  • **
  • Сообщений: 46
  • Репутация: +2/-0
    • Просмотр профиля
История вольного города Тушина
« Ответ #2 : 02-04-2010, 11:43:58 »
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ


В настоящее время, под Тушиным обычно понимается Тушинский район Москвы, представляющий собой сегмент между Химкинским водохранилищем, Москвой-рекой и МКАД.
Административно составляет три района: — Покровское-Стрешнево, Северное Тушино и Южное Тушино.
До постройки водохранилища (1932—1937), эта территория представляла собой бассейны рек Сходня и Химка, с расположенными на них деревнями и селами: по Сходне (с севера на юг): Братцево, Петрово, Спасское, или Спас, и Тушино (у слияния Сходни с Москвой-рекой); по Химке: Алёшкино, Захарково, Иваньково. Если берега этих речек были с древних времен густо заселены, распаханы и освоены, то на водоразделе между ними находился крупный лесной массив, в котором ещё в начале XIX в. водились лисы и встречались, хотя и «набегами», волки. Ныне остатком этого массива является Алёшкинский лес у МКАД; ранее же он тянулся вплоть до Покровского-Стрешнева. В излучине Сходни, у бывшей деревни Петрово и усадьбы Братцево находится памятник природы, так называемый «Сходненский ковш» (иначе «сходненская чаша») — гигантская впадина неясного происхождения, глубиной 40 метров — возможно метеоритный кратер.

Оффлайн iri1034

  • Новичок
  • **
  • Сообщений: 46
  • Репутация: +2/-0
    • Просмотр профиля
История вольного города Тушина
« Ответ #3 : 02-04-2010, 11:51:44 »
ДРЕВНЕЙШИЕ ВРЕМЕНА.
Сходненский человек.

30 тысяч лет тому назад человека на Тушинской земле ещё не было, потому что здесь простирался гигантский ледник. Благоприятные условия заселения территории Москвы и Подмосковья первыми людьми сложились после Великого оледенения - в эпоху позднего палеолита, около 15-10 тысяч лет назад. Последнее оледенение - Валдайское не дошло до наших мест. Но после очередного потепления, потоки воды от тающих льдов и ледников, размывая на своем пути осадочные породы, сформировали широкую долину реки Москвы. Она пролегла на месте глубокой впадины, возраст которой составляет более миллиона лет и заполнившейся мощной почти двухкилометровой толщей осадочных пород.
В последующие периоды русло реки Москвы не раз углублялось до нового уровня, в результате в речной долине сформировались удобные для жизнедеятельности древних людей природные террасы. Эти терассы и сейчас можно обнаружить, осматривая окрестности Москвы....


Когда-то такой же гигантский ледник, наподобие этого в Гренландии, накрывал всю Европу

10 тысяч лет назад наступило потепление, и установился теплый и сухой климат, наиболее приближенный к современному. Но зимы тогда в Подмосковье были менее суровы, чем сейчас и снеговой покров был меньше. Возвышенности в ту пору были покрыты густыми лесами, а между ними простирались болота, поросшие сосной, ольхой и березой. На этих болотах паслись гигантские, покрытые густой рыжевато-бурой шерстью мамонты, бизоны и благородные олени. Сейчас, конечное, трудно представить такого громадного, покрытого рыжей шерстью гиганта, свободно разгуливающего в пойме Сходни, но это так. Свыше 50 находок костей мамонтов и других древних животных найдено в Москве при раскопках в селе Троицком-Лыкове, Лихоборском карьере на севере Москвы и в Лужниках в южной части города. Встречаются они и в Тушине.
Вслед за крупными животными пришли в наши места и первобытные охотники. Но когда впервые появились люди на московской земле? Об этом долго спорили ученые, пока в районе Тушина не была найдена древнейшая находка фрагмента верхней части черепа ископаемого человека.
Собственно и черепом его назвать нельзя, поскольку это только верхняя крышка черепа, почерневшая от времени, с характерными, для неандертальского типа человека, резко выступающими глазными валиками…
     "Сходненский человек" - это самая таинственная загадка в археологии. Кто он был – неандертальцем или кроманьонцем? Какой его возраст? Откуда пришёл? До сих пор учёные не могут дать ответа на эти вопросы... Уж слишком много в нём от неандертальца. А раз это так, то это самая древняя находка человека на территории Северной Европы. Уж не самый ли он первый переселенец на московскую землю? Похоже, что так.
Череп Сходненского человека был обнаружен в 1939 г.при строительстве  канала Москва – Волга. К сожалению, нижняя часть черепа и сам скелет были смыты в реку Сходню.
При раскопках вместе с человеческим черепом были обнаружены палеобиологические находки и отпечатки разных растений, а над ним - кости первобытного быка и овцебыка. При раскопках были также обнаружены крупные кости мамонта - человек был его современником и врагом. Также на одном геологическом уровне с черепом прослеживались древесные остатки - березы, ивы и ольхи.


Оффлайн iri1034

  • Новичок
  • **
  • Сообщений: 46
  • Репутация: +2/-0
    • Просмотр профиля
История вольного города Тушина
« Ответ #4 : 02-04-2010, 11:58:36 »
По оценкам экспертов возраст находки приходится на конец эпохи Великого оледенения, т.е. 15-30 тысяч лет. А это значит, что в позднем палеолите, около 15 тысяч лет назад, когда граница последнего оледенения проходила по Верхней Волге, древний человек, продвигаясь к северу вслед за животным и растительным миром, уже достиг территории Москвы и обосновался на территории Тушина ? местности, очень благоприятной для проживания. Возможно, это был первый переселенец на московскую землю. А потом, начавшись в эпоху палеолита, миграция людей продолжалась все последующие эпохи.
Интересен еще такой факт - на наружной поверхности окаменевшего “сходненского” черепа чётко просматривался рельефный отпечаток странной неизвестной сетки с регулярной повторяющейся структурой, удивительно напоминающую ткань! Рисунок состоял из правильных переплетений тонких волокон, образующих ромбические клеточки длиной всего несколько миллиметров, и напоминал структуру ткани. Загадочный отпечаток ткани на древнейшем черепе вызвал многочисленные споры в учёной среде - ведь до сих пор нет достоверных доказательств существования ткачества в позднем палеолите.
На территории Тушина расположены три стоянки неолита конца III – начала II тысячелетия до н. э. – в Серебряном Бору, Щукине и на месте бывшей деревни Алешкино, одна стоянка мезолита в Мякинино, несколько стоянок бронзового и железного века, “фатьяновской”  и “дьяковской”(археологические культуры бронзового века) культуры, множество древних славянских курганов. Но всё же самая главная находка в Тушине - это самая древняя на Московской территории и территории всей Северной Европы находка останков человека неандерталоидного типа - "Сходненский череп".
Начало бронзового века относится к III тыс. до н. э. В это время человек начал изготавливать свои орудия из металла. За тысячелетие производство металлических орудий распространилось по всей территории, включая территорию Тушина.
       В конце II - начале I тысячелетия до н. э. на смену бронзовому пришел "железный век", продолжительность которого в Московской области составляет почти две тысячи лет. Тогда на месте современной Москвы прорастали густые дремучие леса, уходящие на сотни километров, со множеством диких животных, а у полноводной, богатой рыбой Москвы-реки паслись стада на заливных лугах. А на обособленных мысах, на их плоских, укрепленных мощными валами вершинами находились поселения древних людей - остроконечные пирамидальные домики с каменными очагами внутри.
     Люди жили небольшими родовыми общинами, а для поселения выбирали наиболее благоприятные места, где можно было бы легче защититься от диких животных и соседей-соперников. Городище со стороны открытого поля защищалось глубокими рвами и насыпными земляными валами, а по верху сооружался частокол из крупных бревен. Остатки таких городищ - Спас-Тушинское 2-е и Спасс-Тушинское 3-е городища.
На Тушинской территории зафиксировано 47 памятников древнейшей истории и археологии, три стоянки неолита, одна стоянка мезолита, городища бронзового и железного века, множество раннеславянских курганов...
Что же представляло собой древнее городище? Площадки укрепленных городищ, как правило, были невелики. На них обычно размещалась небольшая родовая общи¬на в 60-80 человек. Но со временем население увеличивалось, и по соседству с городищами появлялись не укрепленные поселения. Подавляющее большинство найденных при раскопках костей (78%) принадлежит домашним животным, причем на первом месте лошадь (36%), затем свинья, корова, мелкий рогатый скот. Легко понять, почему преобладало коневодство. Лошадь, в отличие от других домашних животных, зимой достает себе корм из-под снега. Поскольку заготовлять корм для скота примитивными орудиями было чрезвычайно трудно, стада коров могли расти лишь до известных пределов, и родовое богатство проявлялось лишь в количестве конского поголовья.
С заготовкой корма скоту на зиму связано и начало земледелия в Московском крае. На это указывают первые в Подмосковье железные серпы, найденные на городище. Чрезвычайно интересен маленький, умещавшийся на ладони, железный серпик V в. до н.э. - он относится к самому началу поселения. Это древнейшее железное орудие по размеру и форме копирует еще бытовавшие ранее кремневые и  бронзовые серпы. Любопытно, что сохранились и продукты труда первых земледельцев - обугленные зерна проса. Важную роль в хозяйстве играли также охота и рыболовство. Среди костей диких животных, найденных на городище, оказались кости медведя и
кабана, лося и северного оленя, лисы и куницы.

Оффлайн iri1034

  • Новичок
  • **
  • Сообщений: 46
  • Репутация: +2/-0
    • Просмотр профиля
История вольного города Тушина
« Ответ #5 : 02-04-2010, 12:01:13 »


В быт городища прочно входила древняя металлургия: экспедицией обнаружены льячки - глиняные ложечки для разлива расплавленного металла, поковка, шлаки - отходы производства, литые бронзовые и железные изделия. Мастерски сделаны тончайшие женские украшения: бронзовые звенящие подвески, ажурные бляхи, миниатюрные колокольчики. Они буквально унизывали праздничные костюмы женщин. Целые кисти таких бронзовых пронизок и подвесок свисали с головного убора. На шею надевались бусы и гривна. На груди и на поясе, даже на подоле платья были нашиты всевозможные бляшки. Характерным мужским украшением являлась костяная поясная бляха.
Обитатели городища были искусными косторезами - прекрасной отделкой отличаются костяные стрелы, иглы, гарпуны, проколки, рукояти ножей и амулеты.
На тушинской земле уже в те далекие времена было развито ткачество и гончарство. Найденная на городище древняя грубая лепная посуда - так называемая сетчатая - покрыта отпечатками тканей (ими уминалось глиняное тесто для плотности). Но встречена при раскопках и привозная, видимо, из южного Приднепровья, керамика с блестящим черным лощением. Явно импортный характер имеют и стеклянные бусы с тонкой прокладкой золота внутри. Предметом же торгового обмена на эти вещи, скорее всего, была пушнина.
Так жили в раннежелезном веке на территории будущей столицы скотоводы и охотники, первые металлурги. Это были мужественные, приспособленные к суровой борьбе с природой люди.

Оффлайн iri1034

  • Новичок
  • **
  • Сообщений: 46
  • Репутация: +2/-0
    • Просмотр профиля
История вольного города Тушина
« Ответ #6 : 02-04-2010, 12:12:25 »
продолжение следует...

Оффлайн iri1034

  • Новичок
  • **
  • Сообщений: 46
  • Репутация: +2/-0
    • Просмотр профиля
История вольного города Тушина
« Ответ #7 : 03-04-2010, 05:58:59 »
Славяне
Этническая принадлежность обитателей московских городищ в самый ранний период их истории спорна - в них находят элементы древних балтийской и угро-финской культур. Несомненно, однако, что позднее (Х-ХII вв.) здесь проживали вятичи. К этому времени относится разнообразная керамика, изготовленная на гончарном круге.
Среди славянских находок десятки разнообразных инструментов и изделий из железа: серпы и косы, ножи и ножницы, стремена и наконечники стрел, пешня, которой кололи лед древние кунцевские рыболовы. Прекрасно сохранился высокого качества топор - с вытянутым, до сих пор острым лезвием.
Имена славянских племен известны из древнерусской "Повести временных лет". Эта первая русская летопись XII в. называет и легендарного предка Вятко: "А Вятко седе с родом своим по Оке, от него же прозвавшася вятичи". Археологические материалы подтверждают, что племя славян-вятичей действительно занимало бассейны Оки и Москвы-реки, в том числе и непосредственно территорию будущей столицы, в том числе Тушина.
Арабский географ начала X в. Ибн-Руста сообщал, что "земля вятичей лесистая равнина, в лесах они и живут... Хлеб, наиболее возделываемый ими, - просо". Заметную роль в хо¬яйстве издавна играли сбор дикорастущих плодов и ягод, грибов и меда диких пчел. Письменные источники и археологические памятники свидетельствуют, что в конце I тысячелетия н.э. у вятичей сохранился еще патриархальный родовой строй. Они жили в укрепленных поселениях - городищах и занимались подсечным земледелием. Но затем, с развитием пашенного земледелия, вятичи широко расселились на неукрепленных селищах.
Известия XI в. рисуют вятичей обособленным племенем, отделенным от других восточнославянских племен глухими лесами (а московские леса были столь густы, что в 1175 г., например, во время княжеской распри два войска, шедших друг против друга - одно из Москвы, другое из Владимира, заблудились в чащобах и "минустася в лесах", т.е. миновали друг друга). Известный военными доблестями князь Владимир Мономах рассказывает в своем "Поучении детям" о благополучном походе через землю вятичей в конце XI в. как об особом подвиге. Столь же важно и другое место в том же "Поучении", где Мономах сообщает о двух зимних походах" в вятичи" против старейшины Ходоты и его сына. Князьям из рода Рюриковичей вятичи в XI в. не подчинились, и Мономах не сообщает ни о покорении их, ни об обложении данью.
В хозяйстве славян главную роль играло земледелие, поэтому они чаще селились на ровных местах, среди своих полевых угодий. Их общины, объединенные в большой племенной союз, не враждовали между собой, поэтому поселки были обычно окружены лишь деревянной оградой для защиты от диких зверей. Остатки таких поселений, не имеющих следов земляных укреплений, труднее обнаружить на местности.
Чаще они обнаруживаются случайно. Одно из таких селищ было обнаружено на речке Барышихе недалеко от деревни Пенягино. На правом берегу Москвы-реки, ниже деревни Мякинино, археологи ведут раскопки большого селища, жизнь на котором продолжалась несколько столетий, вплоть до начала XVII в.
Значительно дольше, чем у других славян, даже спустя столетия после принятия христианства, держался у вятичей языческий обычай погребения в курганах. Высокие земляные насыпи, как правило расположенные на видных местах, издавна привлекали внимание жителей. Давно забылось их истинное происхождение и людская молва уже связывала курганы с событиями более позднего времени: их называли "литовскими могилами" в память об интервенции начала XVII в., и "французскими могилами", и просто "пученками" (выпученной землей). Из поколения в поколение передавались легенды о несметных сокровищах, якобы укрытых в курганах завоевателями или удачливыми разбойниками.
Многочисленны были курганы, свидетельствовавшие о находившихся поблизости селениях, и в нашей местности. Курганные группы были известны около села Хорошева, деревень Алешкино, Мякинино и Пенягино, в ряде мест на речке Баньке.

Оффлайн iri1034

  • Новичок
  • **
  • Сообщений: 46
  • Репутация: +2/-0
    • Просмотр профиля
История вольного города Тушина
« Ответ #8 : 03-04-2010, 06:14:39 »

Височные кольца и плетеная гривна

...Алые граненые сердоликовые и круглые хрустальные бусы составляют это красочное ожерелье. Кажется, совсем недавно выточил их камнерез. Их с удовольствием надела бы сегодня самая взыскательная модница. Между тем возраст ожерелья столь же древен, как и возраст нашего края, а носившая бусы женщина была современницей легендарного боярина Кучки. Этот праздничный подвенечный убор был раскопан в одном из ранних курганов, в погребении богатой крестьянки, возможно, жены деревенского старейшины.    В ее наряде ожерелье сочеталось с другими металлическими украшениями - орнаментированными брас¬летами и перстнями на руках; у плеча на одежде были нашиты мелодично звеневшие бубенчики. В кургане под мощным слоем глины сохранились и остатки тканей одежды. По заключению историков, шелковая многоцветная ткань, найденная в московских курганах, была привезена из Византии. Найдены были и нагрудные под¬вески, характеризующие космогонические представления вятичей: одни из них - лунницы, в форме полумесяца - символизируют луну, другие - круглые, в виде диска с лучами - солнце. Обращает на себя внимание изящество формы и тонкость обработки подвесок; от таких украшений не откажутся и современные женщины.
Вятичи верили в загробную жизнь, были убеждены, что и на том свете понадобятся вещи и инструменты, которыми они пользовались при жизни. И в мужских захоронениях курганов оказалось немало орудий труда. Эти находки рассказывают о занятии сельским хозяйством, свидетельствуют о значительном развитии деревенского ремесла. В одном из мужских погребений кроме обычных железных ножей и пряжек оказался богатейший набор из 39 серебряных бляшек - накладок на пояс. На бляшках - изображения стилизованных звериных морд. Анализ этих изображений и сравнение с аналогичными вещами позволяют считать, что эти бляшки, вероятно, местного производства.

 
             вятичка
В курганах было обнаружено большое количество костей животных - зайца, тетерева, дикого кабана и лошади. Почти все кости вареные. Видимо, употребление лошадей в пищу было обычным для вятичей XII в. Возможно, именно этот факт имел в виду киевский летописец, говоря, что вятичи "едят все нечистое" - ведь вообще в Древней Руси конину не ели.
Весьма любопытным оказалось еще одно мужское погребение. Под черепом в нем лежал черный кремневый наконечник стрелы. Такие "громовые стрелы" случайно находили на стоянках новокаменного века; их, как это известно, еще в конце XIX в. клали в могилы лиц, считавшихся в деревне колдунами. Стрела имела ритуальное (обрядовое) значение.


Находки из славянского кургана Спас-Тушинской группы. 1951 г.
1,3. Медные семилопастные височные кольца
2.Медное перстнеобразное височное кольцо
4.   Медный плосковыпуклый перстень
5.   Медный широкосрединный перстень
6.   Билоновая решетчатая подвеска
7.   Билоновая орнаментированная подвеска
8.   Бронзовая полужгутовая гривна
9-10. Хрустальные шарообразные бусы
11.   Сердоликовая бипирамидальная бусина
12.   Стеклянная шарообразная желтая бусина
13.   Обл. стеклянной бусины с волнистой инкрустацией
14.   Обломок железного ножа
15.   Горшок
16.   Медный пластинчатый браслет

Оффлайн Олег Бунтарев

  • Писатель
  • БОЛЬШОЙ ДРУГ
  • Друг
  • *****
  • Сообщений: 15463
  • Country: ru
  • Репутация: +10470/-0
  • Пол: Мужской
  • Здравствуйте друзья
    • Просмотр профиля
История вольного города Тушина
« Ответ #9 : 03-04-2010, 11:03:54 »
Это все?   :(  Только во вкус вошел.
Защити слабого, огради беззащитного, порази лицемерного и срази врага РОДИНЫ.  :+++=:

Мои произведения


Оффлайн iri1034

  • Новичок
  • **
  • Сообщений: 46
  • Репутация: +2/-0
    • Просмотр профиля
История вольного города Тушина
« Ответ #10 : 03-04-2010, 11:19:38 »
Цитата: \"Rebel_tm\"
Это все?  :(  Только во вкус вошел.
Не все сразу - там еще много...

Оффлайн Олег Бунтарев

  • Писатель
  • БОЛЬШОЙ ДРУГ
  • Друг
  • *****
  • Сообщений: 15463
  • Country: ru
  • Репутация: +10470/-0
  • Пол: Мужской
  • Здравствуйте друзья
    • Просмотр профиля
История вольного города Тушина
« Ответ #11 : 03-04-2010, 11:27:38 »
Цитата: \"iri1034\"
Цитата: \"Rebel_tm\"
Это все?  :(  Только во вкус вошел.
Не все сразу - там еще много...

Урааа... Ждемс.  :Yahoo!:
Защити слабого, огради беззащитного, порази лицемерного и срази врага РОДИНЫ.  :+++=:

Мои произведения


Оффлайн iri1034

  • Новичок
  • **
  • Сообщений: 46
  • Репутация: +2/-0
    • Просмотр профиля
История вольного города Тушина
« Ответ #12 : 05-04-2010, 07:26:10 »
Всем привет! Ну что, включаем машину времени? ПОЕХАЛИ...

XIV—XVI ВЕКА.
В 1332 г. «Князь великий даст боярину Родиону Несторовичу село во области круг реки Всходни на пятнадцати верстах…» Село Тушино получило название по фамилии своих прежних владельцев. Их родоначальником был киевский боярин Нестер Рябец. Легенда рассказывает, что в конце XIII или в начале XIV в., когда Киевская земля была разорена усобицами, он с большой военной дружиной и многочисленными домочадцами и челядью ушел из родных мест на службу к московскому князю. Для их поселения было выделено место за Белым городом, и название Киевцы долгое время сохраняла местность на берегу реки Москвы близ нынешней Остоженки и Крымского моста.
Родословная Бархатная книга сообщает: "Из Литвы пришел Нестер, а Нестеров сын - Родион, у Родиона сын Квашня". Приезд знатных выходцев породил неприязненное отношение к ним московских бояр, которым пришлось потесниться при великокняжеском дворе. Так, московский боярин Акинф Гаврилович Великий не стерпел, что великий князь поставил Родиона Несторовича выше его в своей Думе, и отъехал с детьми и внуками в Тверь к великому князю тверскому и владимирскому Михаилу Ярославичу.
В 1304 Акинф пришёл с большим войском к Переяславлю-Залесскому и осадил находившегося там московского княжича Ивана Даниловича (будущего Калиту). Три дня стоял Акинф под городом, готовясь к приступу. Ивану ждать помощи было неоткуда. Неожиданно к нему в город пробрались 2 служилых торчина - Свербей и Сарыч, посланные подоспевшим боярином Родионом Несторовичем, спрятавшим до поры до времени своё войско в ближайшем лесу, в 5 км от Переяславля. Иван отослал к Родиону Несторовичу Сарыча, а Свербея оставил у себя «для веры», поскольку сын Родиона Несторовича, Иван Квашня, был женат на дочери Акинфа. Сарыч передал Родиона Несторовича приказ княжича - ударить на тверские полки с тыла, в то время как сам он выступит против тверичей из Переяславля. На следующее утро всё так и получилось. Общими усилиями москвичи и переяславцы разбили тверское войско, а Родион Несторович собственноручно убил Акинфа и привёз на копье его голову Ивану Даниловичу со словами: «Се, государь, твоего изменника, а моево местника глава», на что княжич ответил: «Яко толико ты дерзновенье и подвиг по мне показал, яко нихто от моих воин». Убийство поверженного врага, да ещё с отрезаньем головы, произвело на всех современников тяжкое впечатление; такого на Руси ещё не бывало. В награду за оказанную помощь Родион Несторович получил от Юрия Даниловича половину Волока Ламского (Волоколамска), а другую отнял у новгородцев, выгнав их наместника. После этого Юрий дал ему ещё волость на реке Восходне.
"Князь великий даст ему село во области круг реки Всходни на пятнадцати верстах".
Так впервые попадает на страницы летописного свода название реки Всходни, по которой в XII—XIII вв. проходил важный торговый путь, связывавший бассейн реки Москвы с рекой Клязьмой и находившимся на ней стольным городом Владимиром. Непривычное для нас старинное название реки напоминает о том, каких трудов стоило путникам всходить вверх против ее быстрого течения и тянуть за собой тяжело груженые лодки с товарами.
Следующий представитель рода - Иван Родионович - носил прозвище Квашня. Он был влиятельным боярином при Дмитрии Донском. Имя Ивана Родионовича стоит вторым и третьим в списках ближайших бояр, подписавших духовные грамоты - завещания князя в 1372 и 1389 гг. Он служил воеводой, был участником Куликовской битвы, где командовал Коломенским полком, а в 1390 г., как отмечает летопись, умер, приняв монашеский постриг, и похоронен в монастыре Спаса на Всходне. Его потомки большей частью носили фамилию Квашниных, затем разделились на множество новых фамилий: Дудины, Загладины, Рубцовы, Жоховы, Фомины, Петровы и другие. От младшего сына боярина - Василия Ивановича, по прозвищу Туша - пошла фамилия Тушиных.

Оффлайн iri1034

  • Новичок
  • **
  • Сообщений: 46
  • Репутация: +2/-0
    • Просмотр профиля
История вольного города Тушина
« Ответ #13 : 05-04-2010, 07:35:12 »
Из документов XVI в.известно, что уже при сыновьях И.Р. Квашни его владения на Всходне разделились на три части. Западная часть досталась старшему сыну Дмитрию (в названии деревни Дудино отразилось прозвище его внука Василия Дуды), средняя часть - Илье (сюда вошла территория Братцева и Петрова), а земли, прилегающие к реке Москве, остались за Василием Тушей, имение которого перешло к его сыну Александру и затем к внуку Михаилу Александровичу Тушину. Но последнему пришлось разделить свои владения между  сыновьями Петром и Семеном. Оба они ничем себя не проявили, и только благодаря участию их ближайших родственников родовая вотчина сохранилась во владениях семьи Тушиных. Часть села, принадлежавшую Петру, приобрел в 1512 г. его старший брат Федор Михайлович, и именно в этой купчей содержится первое письменное упоминание о Тушине: ?Купил есмь у своей снохи у Анны у Петровой жены Михайлова сына Тушина да у его дочерей? половину села Коробовского Тушина, которым селом благословил отец мой Михаила братью мою Петра да Семена по половинам в Московском уезде в Соболевском стану на реце на Всходне, да дал есми на нем полтораста рублев да половина.?.
Второе название Тушина — «Коробовское» — явно владельческого происхождения, как и само название «Тушино»; но поскольку после начала XIV века владельца с подобным именем не известно, из этого делается вывод, что владелец по имени Короб жил до Родиона Несторовича и что, следовательно, село существовало ещё до времен Ивана Калиты.
Границей владений Родиона Несторовича и его наследников видимо являлась Химка, так как известно, что во второй половине XV в. села по левому берегу её: Святые Отцы (Всехсвятское, ныне район Сокола), Щукино и Нахинское (Никольское, район нынешнего Водного стадиона) — составляли вотчину князя Ивана Юрьевича Патрикеева  .
После смерти Фёдора Тушина, половина села отошла к его дочери Стефаниде, вышедшей за князя Петра Телятевского, тогда как вторая половина оставалась за Семеном Тушиным погрязшему в долгах; у него она была приобретена в 1542 г. его племянником воеводой Андаканом (Евдокимом) Федоровичем Тушиным, сыном Фёдора Михайловича — впоследствии судьей в Московском Судном приказе.
Как ни берегли потомки Ивана Родионовича Квашни свои родовые имения, очень скоро все здешние земли Тушиных и их родственников Фоминых перешли в чужие руки. Начало положил Кирилло-Белозерскии монастырь, в 1559 г. получивший во владение село Петрово, а остальные осколки бывшей боярской вотчины по частям собрал в свои руки Троице-Сергиев монастырь. Он обосновался в здешних местах в 1563 г., получив от некоего Дмитрия Чеботарева деревни Литвиново и Корево на правом берегу Москвы-реки, напротив Тушина и монастыря Спаса на Всходне.



Став соседом Тушиных, богатейший монастырь в России не упустил возможности для рас¬ширения своих владений.
В Тушине было создано монастырское хозяйство: двор монастырский (усадьба управляющего) да коровий двор. Ещё один монастырский двор был в деревне Наумове. В 1576 г. в Тушине и Наумове насчитывалось 35 крестьянских и 9 бобыльских дворов. К этому следует добавить мельницы, также перешедшие к монастырю: Устьинскую у устья (при впадении в Москву-реку), Подсельную около Волоцкой дороги (ныне Волоколамское шоссе), Мостовая у нынешнего железнодорожного моста и Подзаразная (от «заразы» — заросли) у Городенки, сдававшихся внаем и приносивших 90 рублей годового дохода. Крестьян разделили на 5 вытей, с каждой из которых брали оброк: 100 яиц и полведра сметаны; также платили по 9 денег (деньга — полкопейки) приказному, по алтыну (3 копейки) — за лес для домашних построек, по гривне — за «выводную куницу» (невесту). Но главные повинности крестьян заключались в выполнении «пашни, и сена, и дров и повозов монастырских».
Нередко в Тушино останавливались для последнего ночлега перед Москвой иноземные посольства. Так, в 1602 г., когда Москва ожидала герцога Ганса Шлезвиг-Голштинского, возможного претендента на шведский престол, которого Борис Годунов прочил в женихи своей дочери, гофмейстер и личный секретарь герцога записал в дневнике путешествия: "18 сентября. Приехали в большую деревню, называемую Тушино, менее чем в 2 милях от Москвы и лежащую у большой реки... Стояли мы большей частью в домах, но я и некоторые другие в палатках, в поле".

Оффлайн iri1034

  • Новичок
  • **
  • Сообщений: 46
  • Репутация: +2/-0
    • Просмотр профиля
История вольного города Тушина
« Ответ #14 : 05-04-2010, 07:38:44 »
СМУТНОЕ ВРЕМЯ
Тушинский вор

Начало XVII в. принесло страшные бедствия для русской земли. Более двух лет свирепствовал жестокий голод, вызванный неурожаем: "И много людей с голоду умерло... и много мертвых по путям валялось и по улицам, и много сел позапустело, и много иных в разные грады разбрелось и на чужих странах помроша". Только на трех кладбищах Москвы за два с половиной года было похоронено 127 тысяч человек.
Вспыхнувшие во многих местах голодные бунты переросли в гражданскую войну, в которой слились и недовольство значительной части дворян и бояр политикой Бориса Годунова и последующих правителей, и вторжение польско-литовских интервентов при участии украинского и донского казачества. В истории России эта эпоха получила название "Смутное время". В апреле 1605 г. умер Борис Годунов, а через два месяца в Москву вступил Лжедмитрий I в сопровождении польских шляхтичей. Лжедмитрий I, официально именовал себя царевичем (затем царём) Дмитрием Ивановичем, сыном Ивана Грозного.
После народного восстания в Москве против самозванца в мае 1606 г. занял трон боярский царь Василий Шуйский, но при нем крестьянская война охватила всю центральную и южную Россию.
Лжедмитрий I был убит, но стали упорно распространяться слухи, что он  чудесно спасся.
В 1607 году появился самозванец, выдававший себя за царя Дмитрия Ивановича.
Основанием тому стал факт, что тело самозванца было жестоко изувечено, а вскоре после выставления на позор, покрылось грязью и нечистотами. Через неделю после гибели «расстриги» в Москве ночью появились «подметные грамоты», писаные, якобы, спасшимся царем. Множество листков было даже прибито к воротам боярских домов, в них «царь Дмитрий» объявлял, что он «ушел от убийства и сам Бог его от изменников спас.»
Документальных данных о подлинном имени нового самозванца нет. Тем не менее, некоторые ранние источники сообщают, что это был "попов сын" Матюшка Веревкин. По словам близко знавших его поляков, он был "мужик грубый, обычаев гадких, в разговорах сквернословный".
Впервые Лжедмитрий II появился в 1607 г. в белорусском местечке Пропойске , где был схвачен как лазутчик. В тюрьме он назвал себя Андреем Андреевичем Нагим, родственником убитого царя Дмитрия, скрывающимся от Шуйского, и просил, чтобы его отослали в Стародуб. Вскоре из Стародуба он стал распускать слухи, что Дмитрий жив и находится там. Когда стали спрашивать, кто же Дмитрий, друзья указали на «Нагого». Тот сначала отпирался, но когда горожане пригрозили ему пытками, назвался Дмитрием и сам.
Постепенно у Лжедмитрия в Стародубе стали собираться сторонники. Это были как польские авантюристы, так и южнорусские дворяне, казаки и остатки разбитого войска Болотникова. Собрав до 3000 солдат, он разбил царские войска под Козельском. После этого войско его, получив военную добычу, чуть было не распалось, лишь появление под его знаменами  польских  князей, бывших в окружении Лжедмитрия I, со своими людьми поддержало самозванца, ставшего, однако, марионеткой в их руках.
Первоначально Лжедмитрий надеялся на то, что Москву возьмут войска И.И.Болотникова, однако существенной помощи ему не оказал. К началу 1608 года в районе Орла собрал армию, основу которой составили остатки разгромленного войска Болотникова  и польские наемники.
Разбив 11 мая 1608 года близ г.Болхова (известен с XIIIв., современная Орловская область) правительственное войско под предводительством Д.И.Шуйского и Василия Голицина, самозванец спешно двинулся к Москве. Города Козельск, Калуга, Можайск и Звенигород сдались ему почти без боя. 1 июня Лжедмитрий вышел к Москве-реке. Царские воеводы, караулившие самозванца на Тверской дороге, упустили его и 4 июня на рассвете были наголову разбиты. Самозванец поспешно двинулся по Волоколамской дороге и ночью достиг с.Тушина, где встал лагерем.
Лжедмитрий мечтал  Москву «яко птицу взять рукой».
Василию Шуйскому удалось собрать стотысячную армию, передовые полки которой он выдвинул к речке Ходынке и к селу Всехсвятскому, а в Хорошеве разместил наемную татарскую конницу. Вторая линия русского войска, возглавляемая самим царем, заняла позиции в районе Пресни и Нового Ваганькова. Враждующие силы разделяли Всехсвятская и Хорошевская рощи, между которыми проходила от Пресни через центр Ходынского поля тогдашняя Большая Волоколамская дорога.
Царское войско не предпринимало наступательных действий. Василий Шуйский вел переговоры с послами польско¬го короля, которые обещали, что все польские наемники оставят войско Лжедмитрия.
Воспользовавшись близорукой доверчивостью Василия Шуйского и его полководцев, тушинское войско во главе с  Лжедмитрием и польским гетманом Рожинским ночью, задолго до рассвета напало на русские передовые полки.
"Произошло великое побоище, - хвастливо писал польский наемник Марховецкий, - мертвых легло по счету самих москалей 14 тысяч... Орудия и весь обоз были захвачены."
Утром сражение возобновилось. Бой был упорный, и только к середине дня наступил перелом. Шуйскому пришлось пустить в дело все свои резервы: "И царя Василия ратные люди и стольники и стряпчие и жильцы посланы на бой, и с литвой бились, и литву гоняли до речки до Химки".
Ни одна сторона не добилась решающей победы. После этого сражения Василий Шуйский отвел армию в Москву, под защиту городских стен.
 Надежды на легкий захват столицы не оправдались. Тогда было принято решение основательно расположиться в Тушине и перейти к долговременной осаде Москвы. С высот тушинской крепости открывался вид на широкие пойменный луга, а за ними манили золотые главы и белые стены стольного города.