«Ломоно́совский проспе́кт» — станция Калининско-Солнцевской линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Минская» и «Раменки». Открыта 16 марта 2017 года. Располагается в районе Раменки с северо-восточной стороны пересечения Мичуринского и Ломоносовского проспектов.
Открыта в составе участка «Парк Победы» — «Раменки» Калининско-Солнцевской линии.
Станция на пересечении Мичуринского и Ломоносовского проспектов с рабочим названием «Ломоносовский проспект» была предусмотрена проектами Солнцевской линии, разработанными институтом «Метрогипротранс» в начале 1990-х годов.
При этом она присутствовала как в варианте продления в Солнцево Арбатско-Покровской линии от станции «Парк Победы» вдоль Минской улицы, Университетского и Мичуринского проспектов, так и в варианте строительства скоростной линии Мытищи — Солнцево хордового направления, проходящей через проектировавшуюся третью станцию «Парк Победы» (перпендикулярную к двум строившимся) и выходящей на ось Мичуринского проспекта. В обоих вариантах станция «Ломоносовский проспект» предлагалась мелкого заложения с размещением юго-западнее пересечения двух проспектов, с предусмотрением возможности переложения Ломоносовского проспекта в тоннеле. Для обслуживания жилых районов, находящихся к северу, проектировалась ещё одна станция, «Мосфильмовская» — мелкого заложения на пересечении Мосфильмовской улицы с Университетским проспектом для первого варианта и глубокого на пересечении со 2-м Мосфильмовским переулком для второго. Согласно третьему предлагавшемуся варианту — продления в Солнцево Арбатско-Покровской линии через Матвеевское — линия не вела бы через северную часть района Раменки. Проекты Солнцевского радиуса середины 2000-х годов базировались на первом из этих вариантов, однако трассировка линии была изменена на более короткую: вдоль Минской улицы с выходом на ось Мичуринского проспекта без изгиба до Университетского проспекта. Промежуточных станций между «Минской» и «Винницкой улицей» (ныне — «Раменки») при этом не планировалось.
По реализованному проекту 2011 года, трассировка линии была возвращена к прежнему варианту вдоль Минской улицы, улицы Улофа Пальме, Университетского и Мичуринского проспектов, ввиду небезопасности прокладки тоннеля под жилой застройкой. При этом станция «Мосфильмовская» из проекта была исключена, а станция «Ломоносовский проспект» была перенесена северо-восточнее вдоль Мичуринского проспекта. В ответ на жалобы населения о невостребованности северного выхода, ведущего только к посольству Китая и Ботаническому саду МГУ, было заявлено о переносе станции на 200 метров на юго-запад для лучшей доступности от кварталов по улицам Столетова и Шувалова. Местные жители также были обеспокоены возможностью ликвидации части парка у посольства для строительства северного выхода станции; по окончательному проекту выход из северного вестибюля был спланирован только на юго-восточную сторону Мичуринского проспекта.
По состоянию на начало декабря 2011 года велись геолого-разведочные работы. В апреле 2012 года началось строительство.
29 сентября 2012 года было закрыто движение на участке Мичуринского проспекта от Ломоносовского проспекта до Университетского проспекта; на данном участке велось бурение свай, начато строительство подземных переходов под Ломоносовским и Мичуринским проспектами. Для устранения возникших дорожных заторов была перестроена работа 25 светофоров и организованы маршруты объездов. Движение автотранспорта планировалось возобновить к концу 2013 года, но на декабрь 2014 года оно оставалось закрытым, исключая служебный и общественный транспорт.
8 февраля 2013 год начата прокладка левого тоннеля в сторону «Парка Победы». Длина перегона составит 4,9 км, в месяц в среднем будут проходить 250 метров. 4 апреля 2013 года стартовала проходка правого перегонного тоннеля в сторону «Парка Победы». Длина составит 4,9 км, тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Людмила» двигалась со скоростью 250 метров в месяц. По состоянию на середину августа 2014 года ТПМК Herrenknecht «Людмила» прошла 4164 метров из 4846, а ТПМК Herrenknecht «Наталия» прошла 3824 метров из 4845. В декабре 2014 года ТПМК Herrenknecht «Наталья» закончил проходку тоннеля до станции «Парк Победы», а ТПМК Herrenknecht «Людмила» остановилась в 100 метрах от «Парка Победы»,
так как демонтажная камера для неё ещё не готова.
В конце марта 2014 года завершилось бетонирование станции в конструкциях, идёт обратная засыпка котлована, в ноябре 2014 года начались отделочные работы.
На январь 2015 года завершилась укладка гранитного пола станции, начался монтаж инженерных конструкций для отделки потолка. Также началось бетонирование конструкций южного вестибюля. В августе 2015 года объявлено, что на станции завершены основные строительные работы — возведены тоннели, вестибюли и платформа. Специалисты готовы приступить к отделке будущей станции. 14 апреля 2016 года на станции были установлены эскалаторы. 14 сентября 2016 года было объявлено о завершении отделочных работ на станции.
На 8 октября 2016 года строительная готовность участка составила почти 90 %. Строительство станции «Ломоносовский проспект» планировалось завершить в 2016 году.
10 декабря 2016 года Марат Хуснуллин сообщил, что до конца года будет завершена строительная часть работ, а пассажирское движение будет запущено, «если успеем наладить оборудование».
30 декабря 2016 года мэр Москвы Сергей Собянин провёл технический пуск участка метро «Деловой центр» — «Раменки» Калининско-Солнцевской линии и выразил надежду, что пассажирское движение сможет начаться уже «в конце января — начале февраля. С начала 2017 года производилась обкатка нового участка без пассажиров. Изначально планировалось открыть новый участок для пассажиров вскоре после технического запуска в течение февраля, однако сроки обкатки линии и пуско-наладочных работ затянулись до 2,5 месяцев. Открытие участка для пассажиров, включая станцию «Ломоносовский проспект», состоялось 16 марта 2017 года.
Имеет два подземных вестибюля: юго-западный связан с платформой лестницами и совмещён с подземными пешеходными переходами под площадью Индиры Ганди, а северо-восточный связан с платформой эскалаторами и обеспечивает выход на юго-восточную сторону Мичуринского проспекта вблизи от здания Института механики МГУ. В общей сложности на уровень земли ведут шесть лестничных спусков, накрытых пятью типовыми стеклянными павильонами. Доступность маломобильным пассажирам обеспечивают лифты с платформы до уровня вестибюлей и из переходов до уровня земли. Для предотвращения негативного влияния на здания Института механики станция имеет повышенную виброзащиту пути.
Станция «Ломоносовский проспект» построена по типовому проекту. Данный проект был предложен ОАО «Метрогипротранс» для станций участка «Ломоносовский проспект» — «Очаково». Станции участка Минская — Раменки созданы колонными двухпролётными мелкого заложения с одной островной платформой шириной 12 метров. На потолке, путевых стенах и обращённых к ним гранях колонн предложены многослойные металлические панели с ячеистым заполнением и шлифованной поверхностью нейтрального серого цвета, часть стен вестибюлей выполнены из объёмного глазурованного керамического камня тех же тонов. Станции отличаются друг от друга фоновым цветом и тематическими рисунками подсвеченных стеклянных панелей,
которые имеются на некоторых стенах вестибюлей и обращённых к выходам гранях платформенных колонн, причём рисунок переходит с одной колонны на другую. Для станции «Ломоносовский проспект» предложены выполненные на синем фоне рисунки «с графическими элементами в виде пересекающихся рядов цифр, символизирующих точные науки и отражающие связь станции с расположенным вблизи университетом и научной деятельностью Ломоносова». Использованные в оформлении ряды цифр являются фрагментами последовательности чисел Фибоначчи (1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89 и так далее).
С открытием участка «Парк Победы» — «Раменки» в Московском метрополитене стало 206 станций.