«Партиза́нская» — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена.
Расположена между станциями «Измайловская» и «Семёновская».
Находится на территории района Измайлово Восточного административного округа Москвы.
Открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» («Измайловская»).
Современное название дано в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Носила названия: до 2005 года — «Измайловский парк», c 1947 до 1963 года — «Измайловская», до 1948 — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина»)
История проектирования станции «Партизанская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена,
который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово.
Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году.
После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь»,
«Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион» (проектное название «Партизанской»).
Изначально рассматривалось три варианта названия: «Стадион имени Сталина», «Стадион народов» и «Стадион СССР».
Такие проекты названий связаны с тем, что ещё до начала войны недалеко от станции предполагалось сооружение огромного стадиона.
В связи с этим станцию решили построить трёхпутной, чтобы исключить давку на станции во время проведения спортивных мероприятий.
В декабре 1934 года была отменена станция «Гороховская Улица», а в марте-апреле 1935 года «Переведеновский Переулок» переименовали в «Бакунинскую Улицу».
В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года были исключены станции «Спартаковская Площадь» и «Мироновская Улица».
Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. Станция «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» строилась открытым способом.
После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища.
Хотя строить стадион уже не планировалось, её проект был реализован в первоначальном виде (кроме декора).
18 января 1944 года станция «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» была открыта в составе участка
«Курская» — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». Станция имела очень длинное название и не позднее 1948 года её переименовали в «Измайловскую».
20 августа 1963 года была переименована в «Измайловский парк».
3 мая 2005 года станции было дано новое название «Партизанская». Идею о переименовании станции метро «Измайловский Парк» в «Партизанскую»
выдвинул председатель Совета ветеранов Москвы В. И. Долгих, поскольку парк является местом встреч ветеранов партизанского движения.
3 мая 2005 года, в честь 60-летия празднования Победы в Великой Отечественной войне.
В период 15-19 мая 2015 года в честь 80-летия Московского метрополитена на среднем пути станции в прошли две выставки уникального подвижного состава метрополитена.
Во время первой выставки в течение 15 и 16 мая на станции демонстрировались снятые с эксплуатации исторические вагоны,
сохранённые для будущей экспозиции в музее метрополитена и отреставрированные к началу выставки.
В ходе экспозиции были представлены вагоны и контактно-аккумуляторный электровоз.
Во время второй выставки, прошедшей 18 и 19 мая, на станции были выставлены служебные и хозяйственные поезда.
Оформление станционного зала посвящено теме партизанского движения. Колонны и верх путевых стен облицованы серовато-желтовато-белым мрамором
Прохоро-Баландинского месторождения, низ — коричневой керамической плиткой. Капители колонн украшены барельефами: лесная чаща и советский автомат ППС на ветке.
Путевые стены украшены барельефами. На стенах расположены многочисленные квадратные керамические плитки с рельефами,
которые изображают различные виды советского оружия. На двух ближайших к выходу колоннах установлены скульптуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмича Кузьмина.
Над средним путём станции находятся ниши, ранее в них располагались огромные круглые светильники и фрески не сохранившиеся до наших дней.
Проектное название станции: «Стадион им. Сталина». Станция изначально была рассчитана на большой пассажиропоток,
поскольку стадион им. Сталина должен был стать самым крупным стадионом СССР, и поэтому на станции были уложены три пути.
Предполагалось также строительство второго выхода (который и должен был вести к стадиону) с единственным в Москве шестиниточным эскалатором;
но стадион им. Сталина так и не был построен (сначала из-за войны, а затем из-за неблагоприятных гидрогеологических условий), и оформление станции было изменено.
Однако трёхпутная структура у станции осталась, и в результате «Партизанская» является самой широкой станцией Московского метрополитена
(имеется в виду ширина станционного зала).
У станции один выход в западном торце. Две лестницы соединяют обе платформы с подземным кассовым вестибюлем.
На промежуточной площадке выходных лестниц рядом с мостиком над средним путём расположена скульптурная группа «Партизаны».
Две длинные лестницы — одна на спуск, другая на подъём — соединяют подземный вестибюль с поверхностью.
Снаружи наземный павильон представляет собой массивное прямоугольное строение. Фасад вестибюля украшен глубоким портиком с колоннами чёрного диабаза.
Изнутри стены облицованы белым и красным мрамором.
В конце 2007 — начале 2008 года произведена практически полная замена асфальтового покрытия пола станции на тёмный мрамор;
при этом светлый мрамор, которым был выполнен орнамент на полу, был заменён на красный гранит. В торце станции асфальтовое покрытие пока не снято.
За станцией находится перекрёстный съезд. Движение в сторону «Измайловской» фактически осуществляется не по главному пути, а по соединительной ветви.
Главный путь ранее продолжался на несколько десятков метров и заканчивался тупиком.
Он был первоначально предназначен для пуска дополнительного состава в сторону центра после окончания матчей на планировавшемся Стадионе Народов,
а впоследствии для подземного продления линии в Измайлово. Сейчас стрелка демонтирована и рельсы на продолжении главного пути разобраны.
Аналогичный задел есть и с другой стороны, но там рельсов никогда не было.
За станцией, после выхода на поверхность, находится съезд в депо «Измайлово». Таким образом, «Партизанская» является конечным пунктом для следующих в депо маршрутов.
До конца 1949 года станция являлась конечной и имела путевое развитие — три стрелки — только со стороны станции «Семёновская».
Для оборота поездов, посадки и высадки пассажиров использовался только средний путь. Боковые пути могли использоваться только для отстоя поездов
(на один путь было возможно принять состав из центра, а с другого пути отправить состав в центр). За станцией не было никакого путевого развития,
все три пути являлись тупиковыми. Тупиковая призма среднего пути находилась в пределах платформы станции и за ней был переходный мостик с одной платформы на другую.
В начале 1950 года за станцией было открыто электродепо «Измайлово». Были построены соединительные тоннели между станцией и депо.
В тоннелях разместился двойной перекрёстный съезд для оборота поездов и служебная платформа. В этот тоннель были продлены все три пути со станции,
переходный мостик между платформами перестал существовать, а оборот поездов был перенесён в этот тоннель.
В конце 1954 года в депо «Измайлово» была открыта станция «Первомайская», все поезда стали следовать дальше до новой станции.
Конструкция станции: колонная трёхпролётная мелкого заложения.
На станции один (западный) вестибюль. Выход в город к Измайловскому шоссе, Народному проспекту, Измайловскому парку.
Вблизи станции расположена автостанция «Измайловская», обслуживающая многие пригородные маршруты автобусов в восточную часть Московской области
(в частности, на Балашиху, Ногинск, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Реутов, Рошаль, Старую Купавну, Электросталь).
По планам 1971 года станция должна была стать пересадочной на Большое кольцо.