«Вы́хино» — станция Таганско-Краснопресненской линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Рязанский проспект» и «Лермонтовский проспект».
Находится на территории района Выхино-Жулебино (ЮВАО). Открыта 31 декабря 1966 года в составе участка «Ждановская» — «Таганская».
Современное название дано по московскому району, на территории которого она расположена. Первоначальное название «Ждановская» было дано в честь партийного деятеля Андрея Жданова, чьё имя носил район Москвы, в котором располагалась станция на момент открытия.
В 1969 году в Москве прошла административная реформа, в ходе которой число районов увеличилось, а из Ждановского района был выделен Волгоградский район, на территории которого и оказалась станция. Таким образом, связь с топонимикой была утрачена. Железнодорожная платформа, соединённая пересадкой со станцией метро, также носила название «Ждановская».
Станция была конечной на протяжении почти 47 лет. До 2015 года, по разным оценкам, являлась самой загруженной станцией московского метро.
«Выхино» является теоретически последней станцией эпохи «наземного метро» 1960-х годов. Станции наземного типа, реализованные уже после неё (пример — Бутовская линия) построены с применением материалов, наиболее устойчивых к погодным условиям Москвы (в отличие от станций, построенных с применением железобетонных конструкций), и спроектированы с наибольшим удобством для пассажиров.
Станция сооружена из стандартных железобетонных конструкций по специальному проекту. Платформы закрыты навесами для защиты пассажиров от осадков, пути открыты. Каждый из навесов поддерживает один ряд колонн (на платформе, общей с железнодорожной, два навеса и два ряда колонн). Светильники расположены в нишах в нижней части навеса. Покрытие платформы — асфальт.
При открытии в 1966 году платформы станции были рассчитаны на приём шестивагонных составов. К 1983 году, когда на линии был произведён переход на восьмивагонные составы, платформы были удлинены в направлении последнего вагона.
Изначально станция представляла собой единственный в Москве кросс-платформенный узел станции метро и железнодорожной платформы, а именно платформы Выхино Рязанского и Казанского направлений МЖД.
Платформа со стороны второго пути (в сторону станции «Рязанский проспект») построена общей для пассажиров метро и железной дороги, однако была разгорожена вдоль, пересадка была возможна только в середине платформы и по подземным переходам (она была разгорожена уже в 1991-м году, до этого можно было прямо из электрички идти поперёк платформы к турникетам).
В 2004 году был открыт специализированный пересадочный павильон (однако в нём можно «застрять», так как железнодорожные турникеты не проверяют наличие ни билета на метро, ни денег на него; проблема решается только путём записи безлимитного абонемента на электропоезда на карту «Тройка»).
Одновременно к станции метро отошла часть платформы, бывшая ранее железнодорожной, ограждение со стороны железнодорожных путей было усилено, а количество входных турникетов увеличилось примерно втрое.
В 2008 году почти завершена реконструкция пересадочного узла, завершены входы на станцию метро и на платформу Казанского направления, и в подземный переход со стороны улицы Красный Казанец.
До продления линии в сторону «Жулебино» она являлась самой загруженной станцией Московского метрополитена. Ситуацию, при которой поезда заполняются на конечных станциях настолько, что на последующих станциях пассажиры не могут попасть в поезд, назвали «эффектом Выхино».
Термин возник из-за перегруженности станции, являющейся крупным пересадочным узлом (рядом располагаются железнодорожная платформа и автовокзал) — к станции стекаются пассажиры из близлежащих районов Москвы и Подмосковья (в основном — на пригородных электропоездах, идущих из Московской области в сторону Казанского вокзала).
Ситуация особенно усугубилась после строительства новых жилых районов за МКАД, для которых «Выхино» является ближайшей станцией метрополитена.
Эффект «Выхино» заключается в том, что на этой станции поезда часто заполняются настолько, что на следующей станции («Рязанский проспект»), а в час пик — на всех станциях вплоть до пересадки на Кольцевую линию — в него невозможно поместиться кому-либо из пассажиров.
Таким образом, одна станция блокирует работу части ветки в одном направлении, на других станциях тоже начинаются скопления пассажиров и давка.
С этим эффектом борются, пуская каждые 10 минут в часы пик через станцию пустые составы, с организацией посадки только на станции «Кузьминки», а также распределением автобусных маршрутов, подвозящих пассажиров равномерно к соседним станциям, что приводит к снижению нагрузки. Среднее время посадки пассажиров в утренние часы пик в каждый подходящий состав не превышает 20 секунд.
В дальнейшем, для предотвращения возникновения «эффекта Выхино» на вновь построенных станциях Московского метрополитена в районах Москвы, расположенных между МК МЖД и МКАД, их стали проектировать не менее чем в 1—1,5 км от ближайших железнодорожных станций. Таким образом, пассажиропоток от пригородных электропоездов перераспределяется на станции, лежащие ближе к центру города.
После ввода в строй участка линии до «Жулебино» предполагалось снижение пассажиропотока на данной станции до 40 %. За первые три рабочих дня после открытия участка до «Жулебино» (11, 12 и 13 ноября 2013 года) пассажиропоток по данной станции снизился в среднем на 30 000 человек в день (то есть фактически на 17 %), по станциям «Рязанский проспект» и «Кузьминки» — более чем на 10 000 человек.
Пассажиропоток по станции Выхино составляет 119,2 тыс. человек.
27 декабря 1980 года возле посёлка Пехорка, недалеко от дороги, ведущей в аэропорт Быково, обнаружен окровавленный, практически раздетый и полузамёрзший человек. Одежда потерпевшего валялась рядом. Кроме записной книжки, в карманах ничего не обнаружили. Номера телефонов и фамилии из записной книжки ничего не прояснили, а потому прибывшие на место происшествия работники милиции позвонили по одному из них.
Пострадавшим был заместитель начальника секретариата КГБ СССР майор Афанасьев (1940 г. р.). Через несколько дней, не приходя в сознание, он скончался.
Следствием было установлено, что Афанасьев погиб после избиения сотрудниками линейного отдела милиции № 5 станции «Ждановская», которые, находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения, силой затащили Афанасьева в служебное помещении, отняли у него находившиеся при нём продукты и избили. После этого начальником отдела было принято решение инсценировать бытовое убийство.
Хотя убийство носило бытовой характер, оно оказалось политически ангажированным, так как использовалось для борьбы за власть при умирающем генсеке Брежневе, проходившей между двумя государственными системами — КГБ и МВД — в целях очернения одной из сторон. Впоследствии преступление послужило отправной точкой для борьбы с преступлениями, совершёнными сотрудниками милиции, череды отставок высших руководителей правоохранительных органов.
На эту тему в 1992 году был снят одноимённый художественный фильм. Фильм основан на реальных событиях, происходивших в Москве в 1979 году, и поставлен по мотивам одноимённой книги Владимира Калиниченко, в 1979—1982 годах руководителя следственной бригады прокуратуры СССР, который сам мелькнул в одном эпизоде.
Единственная станция Московского метрополитена, не имеющая прямой пересадки между поездами противоположного направления: для того, чтобы уехать в обратную сторону, пассажиру необходимо либо пройти через турникеты, произведя оплату, либо доехать до соседней станции и произвести пересадку через платформу там.
На станции были сняты эпизоды трёх популярных в XX веке кинофильмов: «Баламут» (1978 год), «По главной улице с оркестром» (1986 год), «Убийство на „Ждановской“» (1992 год).