СП сочла господдержку кино вопиюще неэффективнойСчетная палата раскритиковала Министерство культуры за мероприятия по поддержке отечественного кинематографа в 2008−2010 годах. Вопиюще неэффективно потрачены миллиарды рублей. Из почти 1000 контрактов, заключенных за два года, в каждом нашли нарушения.Счетная палата России сочла неэффективными расходы Министерства культуры на кино за 2008−2010 годы, сообщил журналистам аудитор Счетной палаты Александр Филипенко. До ноября 2009 года распределением государственных средств на кино ведало Министерство культуры, однако эта система была сочтена неэффективной, поскольку профинансированные из бюджета фильмы не только не возвращали затраченные деньги, но даже не всегда выходили в прокат, передает РИА «Новости».
«Ситуация, мягко говоря, неоднозначная»«По результатам проведенной проверки расходования средств обнаружилась ситуация, мягко говоря, неоднозначная. Федеральный закон о господдержке кинематографии и федеральный закон об организации госзаказов нарушались фактически при заключении каждого контракта. Прежде всего это вызвано элементарным беспорядком, существующим в сопровождении всех процессов, начиная от заключения контрактов и завершая приемкой выполненных работ, отсутствием организации и контроля», — заявил представитель СП.
Он объяснил, что оценка ситуации за более ранний период не проводилась, поскольку до 2008 года финансированием кинопроизводства занималось Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Однако нарушения обнаружились фактически в каждом из 525 контрактов, заключенных в 2009 году на общую сумму 3,4 млрд руб., и 433 госконтрактов, заключенных в 2008 году на общую сумму 2,8 млрд руб.
Основные претензии аудиторов вызваны оказанием полной государственной поддержки без учета художественной и культурной значимости проектов и выдачей удостоверений национального фильма картинам с долей иностранных инвестиций, значительно превосходящей положенные по закону 50%.
По данным Счетной палаты, в общей сложности 28 контрактов на общую сумму порядка 464 млн руб. получили статус национальных неправомерно. Большую озабоченность аудиторов вызвал и постоянный перенос сроков сдачи фильмов, существенно осложняющий учет потраченных бюджетных средств.
Положительных примеров нет«Нет примеров, когда были бы подписаны соглашения и обязательства выполнили бы в полном объеме и в обозначенные сроки. Постоянно возникают дополнительные договоры и соглашения», — подчеркнул Филипенко.
В пример он привел фильм «Праздник, который всегда без тебя», в связи с которым было заключено четыре дополнительных соглашения, увеличивших срок производства с 9 до 22 месяцев, фильм «Зона милосердия», по которому срок сдачи был перенесен с июля 2009 года на октябрь 2010 года, и фильм «Обратная сторона Луны», по которому исполнение контракта было поручено вновь созданной организации с уставным капиталом в 10 тыс. руб., при том что обязательства по контракту составляли 34 млн руб.
«Получив бюджетное финансирование, исполнитель посчитал несвоевременным приступать к исполнению обязательств в связи со сложной финансовой ситуацией, о чем и известил все заинтересованные стороны», — отметил аудитор. Он добавил, что в двух или трех особо серьезных случаях Счетная палата, направившая свои заключения в правительство и Госдуму, решила обратиться еще и в СКП, с тем чтобы было проведено дополнительное расследование. Положительных примеров аудиторам не встретилось, однако в отчете отмечено, что меньше всего вопросов возникло к компании «Централ Партнершип».
Надежды на новую системуПо мнению аудитора, ситуация должна существенно улучшиться после введения новой системы оказания господдержки — через подведомственный правительству государственный фонд, который позволит возвращать часть потраченных государством средств за счет выручки от проката и осуществлять рефинансирование.
Фонд поддержки национального кинематографа имеет в распоряжении 2,8 млн руб. Из них 2 млн были распределены между восемью крупнейшими производящими компаниями, а 800 тыс. будут пущены на социально значимые проекты. В распоряжении министерства осталось 850 млн руб.
«Механизм формально выглядит безупречным, а как он будет реализовываться, покажут время и практика», — резюмировал представитель Счетной палаты. Вместе с тем он подчеркнул, что аудиторы не вправе оценивать деятельность тех или иных режиссеров, поскольку их работа касается взаимодействия между юридическими лицами. Кроме того, Филипенко отметил рост зрительской аудитории и увеличение числа дебютных фильмов, снятых за проанализированный в отчете период.
infox.ru