Сейчас немного другое место. У подножия Иверской горы. Анакопия.
Анакопия - Псырцха - Новый Афон
Новый Афон получивший статус города всех кто ни был здесь поражает своей красотой. Это один из живописнейших морских курортов на Восточном Причерноморье. С севера Новый Афон надежно прикрыт от вторжения холодных воздушных масс все возвышающимися выше и выше от побережья горами. Это одно из самых теплых мест на побережье Абхазии, Но не только своей; неописуемой красотой славится Новый Афон. У него очень богатая история, помимо всего город и его окрестности украшают памятники природы: пещеры, живописные ущелья, гроты, водопады... По абхазским мифам именно отсюда юноша Анакопия вместе со своим дядей Азахуба отправился к Всевышнему, чтобы получить землю для своего народа. Каждый уголок Нового Афона овеян легендами и преданиями, А.П.Чехов побывав в Новом Афоне отметил: "Кто был в Новом Афоне и не поднимался на Апсарскую гору, этот человек подобен тому, кто был в Риме и не видел в Ватикане римского папу". И поэтому люди здесь селились с самых древнейших времен. В его окрестностях обнаружены каменные орудия времен палеолита, мезолита, энеолита и неолита. В последние годы в центре Нового Афона у склона Анакопийской крепости уже ряд лет ведутся интенсивные раскопки поселения Апсар, где обнаружены десятки тысяч предметов нового каменного века. По обилию находок и технологии найденных изделий, изготовленных из кремня, камня, кости поселение является уникальным.
В окрестностях Нового Афона обнаружены глиняные столбики с текстильной керамикой, который использовались при выпаривании соли из морской воды. Население в то время занималось охотой, рыболовством, гончарством. Бронзовые топоры, обнаруженные в Новом Афоне и других местах Абхазии говорят о широком ареале внешних связей. Археолог Г.К. Шамба отмечает, что в решении вопроса о внешних связях Абхазии исключительное место занимают изображения на так называемой сиро-хетской печати, где жрецы в длинных шлемах держат в руках по топору точно такой же формы, как и бронзовые топоры с ручками из Центральной Абхазии (Ешыра, Новый Афон, Гудаута, Куланырхуа). Эти изображения очень напоминают фигуры воинов с такими же шлемами на урартских колесницах из Топрак-кала. Топоры из Абхазии и изображения таких же предметов на печатях Переднего Востока почти одновременны". Это все говорит о несомненных связях между данными регионами в те отдаленные от нашего времени тысячелетиями эпохи.
В эпоху Диоскуриады. Анакопия, по-видимому, составляла западную окраину этого знаменитого торгового полиса. В районе города неоднократно на морском дне были найдены древнегреческие амфоры и другие предметы, подтверждающие торгово-экономические связи древней Анакопии с различными центрами античного мира. На склонах Апсарской горы в IV - II веках д.н.э. существовал поселок городского типа, население его поддерживало торговые отношения со многими центрами Малой Азии и древней Греции. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки.
Анакопийская твердыня запродала страну с юга, как отмечает византийский историк Прокопий: "За пределами апсилиев, при входе в пределы абасгов, есть место следующего рода: высокая гора, начинающаяся от Кавказского хребта и все понижающаяся, заканчиваясь как бы лестницей, тянется вплоть до самого Эвксинского Понта. У подножия этой горы еще в древности абасги выстроили очень сильное укрепление, по величине наиболее значительное. Здесь им всегда удавалось отражать нападение врагов, которые ни в коем случае не могут преодолеть неприступность этого места". Как видно из сообщения историка крепость была построена задолго до Трахейской битвы. Анакопийская крепость неоднократно укреплялась и перестраивалась и являлась частью Анакопийского оборонного комплекса. Нижняя часть крепостных стен находится ныне под водой. Еще в начале Х VIII века напротив укрепления Анакония из воды виднелись мраморные колонны дворца абхазских царей. В 1833 году Дюбуа де Монпере описывая крепость, отмечает, что "можно хорошо различать остатки стены, которая, спускаясь до самого моря, закрывала в былые времена проход по берегу. Это - руины Анакопии, или Никофии древних карт. Напротив Анакопии, в углу, образуемой Псиртой и морским берегом, отделенный от нее только этой рекой, стоял замок Псирт. Прислоненный к отвесной горе, вздымающий за ним этот замок занимал всю ширину дефиле и защищал его…" Позже во второй половине XIX века исследовательница Кавказа, графиня Уварова, говорит о "нижней крепости на реке Апсаре или Псырте ".
На вершине цитадели Анакопии стоит раннесредневековый, полуразрушенный храм зального типа. Сохранились и поныне в этом храме известковые плиты с изображениями рыбы, кипарисов, креста и других раннехристианских символов. К VI веку относится фрагмент мраморной плиты с ромбическим орнаментом.
Рядом с храмом, на вершине горы находится осадный колодец, вода в нем на постоянном уровне и очень приятна на вкус. Верующие, которые приходят сюда со всех концов Кавказа и России считают ее целебной и святой. В самом центре вершины стоит сторожевая башня. Т.н. "генуэзская" башня - высотой она до 16 м.
К раннехристианским памятникам относятся рельефы из Анакопии. На одной из них изображен лев в прыжке, по сторонам которого видны две вихревые розетки. Это солярные символы, они и по сей день применяются и бытуют как у абхазов, так и у многих народов Кавказа. На другой плите изображен равноконечный крест с расходящимися от центра концами, с глубокими точками в центре каждой ветви. Боковые рукава креста соединены с полуфигурами быка и льва.
В 737 году арабское воинство понесло жестокое поражение у стен древней Анакопии. Летописцы обращают внимание на чудодейственную силу Анакопийской иконы богородицы - "не рукотворное писание, а ниспосланное свыше, о котором никому не известно, кто нашел его на верхушке той горы, омываемой с юга морем и окруженной болотистыми лесами", - так гласит летопись.
Абхазии, ее народу покровительствует Божья Матерь и абхазы глубоко почитали иконы, несмотря, что византийский император Лев Исавр запретил иконы.
Икона Божьей Матери (по абхазски - Анан) была многократно прославлена чудесами и абхазы, несмотря на запреты Константинополя глубоко почитали ее. Когда арабы, сокрушив Картли и Кахетии, подошли к главной цитадели Абасгии, у абхазского царя укрывались картлийский царь Мир и брат его Арчил.
Перед решающим сражением перед иконой Божьей Матери молились и цари и все воинство о даровании победы. Враг во много раз превышал число осажденных. И вот перед рассветом было припадшим к стопам божьим видение Царицы Небесной, а еще позже появился Ангел и призвал воинство без страха вступить в сражение с захватчиками.
Утром в лагере противника разразился страшный мор. Абхазы вышли из крепости и яростно вступили в бой. Враг был повержен малыми силами при небольших потерях. Так была остановлена экспансия халифата на Западном Кавказе.
Спасенные грузинские цари осыпали царя абхазов Леона всевозможными дарами. И византийский император прислал богатые дары, в честь великой победы. Так гласят древние летописи.
В раннее средневековье Анакопия являлась вместе с Пицундой одним из центров христианства на Западном Кавказе. Здесь стояли храмы VI - VII веков, о чем говорит и характер декорации анакопийских плит. Но древняя Анакопия считается одним из духовных центров христианского мира в первую очередь потому, что сюда в 55 году н.э. пришли с проповедью апостолы Андрей Первозванный и Симон Канонит.
Легенды абхазов в связи с этим гласят:
"Вскоре после Иасы (Иисус Христос по абхазски - Иаса Кьаса; в восточной части Сухума и поныне источник носит его имя " Иаса Кьаса идзызь " - "Родник Иисуса Христа") прибыли в Абхазию два мужа: один из них росту высокого, а другой малого; они начали учить вводить веру во Христа. Оба они были тихи, кратки и смиренны. Узнавши их ум и добродетель, абхазский народ полюбил их; они жили в Абхазии около 3-х лет, заслужили любовь и доверие жителей, которые во всяких делах прибегали к ним за советами; они были справедливые судьи во всех спорных гражданских делах жителей, которые, повинуясь им, признавали свято их решения. Затем высокий ушел куда-то, а малый был здоровьем слабее, остался в Абхазии и по долгому времени умер и погребен на выше упомянутом месте - храм св. апостола Симона Канонита. Абхазцы глубоко почитают Кананитскую церковь; многие берут из входа в подземелье землю, вешают на грудь и получают исцеление от разных болезней".
В этих лицах узнают - в высоком - Андрея Первозванного, а в малом - Симона Канонита.
Красивое ущелье карстовой реки Псырцха, в конце которого, находится келья Симона, у абхазов по сей день считается священным, а по абхазски апостола величают " Зусхан Тата", что в переводе означает "Благословенный Покровитель". К пещере, где жил один из 12-ти апостолов Христа - Симон Канонит ныне проложена прекрасно вымощенная дорожка, с местами для отдыха. По пути, на одном из валунов можно увидеть нерукотворный отпечаток стопы Богородицы на камне. Память апостола Андрея празднуется 30 ноября, память Симона Кананита - 10 мая.
У первого водопада в Новом Афоне стоит храм Симона Канонита, построенный из белого тесаного камня, датируется он IХ-Х веками.
Согласно древним легендам и преданиям абхазов внутри храма были захоронены мощи апостола Симона Канонита.
В Х-ХI веках Анакопия являлась одним из крупных экономических и стратегических, а также культурно-христианских центров Абхазии. " Был сей город превосходным, красивым, выстроенным над морем, затем он был возвеличен Багратидами ",- сообщают летописцы. В Анакопии найден ряд греческих надписей I Х-Х I веков, в основном церковного содержания.
В 1032 году в результате интриг абхазской царевны Алды, аланской принцессы Анакопия перешла грекам, которые владели ею несколько десятилетий, ибо эта твердыня в то время являла собой в стратегическом отношении особо важную роль. И только в 1080 году царь Георгий сумел отвоевать у греков Анакопию - "главную из крепостей Абхазии". Отголоски этого исторического события сохранились в абхазском предании, отчасти напоминающем сюжет из "Илиады" о троянском коне. Одно из названий цитадели на вершине горы Апсара на абхазски носит название "Крепость девы Анакуапиа ". Вот что произошло, как рассказывает легенда:
"Один ромей (ромей, по абхазски - византиец) обманным путем захватил Цитадель. Страна абхазов была разделена на две части. Чтобы решить этот вопрос, народ собрался на обширной Лыхненской поляне, где издревле решались все важные дела.
В те времена большим авторитетом и известностью в Абхазии пользовалась Анакуапиа-пха Щарифа. Она была образована, бывала во многих странах. - Я сумею изгнать захватчиков,- обратилась она к народу.
Сумев убедить ромея, что она владеет несметными богатствами, договорилась, что выйдет за него замуж и все его имущество будет его. Тот согласился. Через месяц она прибыла во главе целого флота и стала на рейде напротив крепости. На кораблях были. ящики, а в них затаив дыхание- находились воины. Ящики под вечер были занесены в крепость и аккуратно разложены внутри цитадели. Ночью из них вышли войны и перебили вражеский гарнизон. Там была освобождена крепость и страна вновь воссоединилась".
Впоследствии в Анакопии была генуэзская фактория, после их изгнания здесь поочередно стояли турецкие или абхазские гарнизоны, в Х VII веке начальником Анакопийского порта и крепости был Даут Чич.
Во второй половине XIX века, после окончания Кавказской войны, с 70-х годов XIX века в Абхазии развернулось строительство каменных и деревянных церквей, а также реставрация древних храмов - Пицундского и Моквского.
Русские монахи Пантелеймоновского монастыря из Афона, что расположен на мысу полуострова Халкидики на северо-востоке Греции обратились к российскому царю выделить им землю для монастыря и распространения православной веры. Просьба их была удовлетворена, и они выбрали Анакопию и Псырцху, поскольку, то место считалось для всех христиан священным. И честь прежней обители новая была названа Новый Афон.
Им было первоначально царским правительством выделено 1327 десятин и денежная субсидия. С 1875-1876 годов началось строительство обители, но разразившаяся война 1877-1878 года прервала эту работу. Монастырский комплекс был выстроен в 1883-1896 годах. Новоафонский собор воздвигнут в 1888-1900 годах по проекту архитектора Н. Никонова. Длина собора 53,3 метра, ширина –33,7 метра, высота главного купола - 40 метров.
Основные работы были завершены к 1888 году, когда Новый Афон посетил царь Александр III с супругой, на берегу его встречала вся абхазская знать. На берегу в честь него была построена царская беседка, он пешком поднялся к монастырю по аллее, позже ее обсадили кипарисами и назвали "царской". VI -го водопада в честь него была вывешена надпись, которая и поныне напоминает гостям Нового Афона о его визите.
Монахи организовали крупное хозяйство, ежегодно изготовляли до 90000 ведер вина "Изабелла", получали 4-5 тысяч пудов маслин, выращивали ценные субтропические культуры. Монастырь имел пасеку, животноводческую ферму, рыбное хозяйство. С горы Акую они провели в горы узкоколейку и вывозили строевой лес. Помимо всего этого монахи занимались миссионерством, была открыта церковноприходская школа для подготовки из абхазских детей служителей церкви. Ими была построена пассажирская и грузовая пристани в 1881 году для коммерческой деятельности.
В 1892 - 1903 годах возводился гидротехнический комплекс и уже в самом начале XX века сток реки Псырцха использовался для выработки электроэнергии. В 1902-1903 годах электростанция была расширена и реконструирована и является одной из первых электростанций в царской России.
Чуть позднее, в 1908 году монахи облицевали стены прудов каменной кладкой, соорудили между ними арочные мостики, разбили парк.
В советский период Новый Афон был одним из самых популярных и посещаемых курортов. Особенно он стал известным после того, как в 1961 абхазским спелеологом Гиви Смыр была открыта Анакопийская пропасть, позже названная "Ново-Афонской пещерой". В 1975 году она была открыта для массового посещения. Для этого был пробит искусственный туннель, по которому к пещере пошли электропоезда, специально спроектированные для этого. В залах пещеры сооружены пешеходная дорожка длиной 1,4 километра и устроено художественное освещение. Длина транспортной штольни - 1360 метров. Всех, кто первый раз побывал в подземном царстве Нового Афона, поражает удивительное сочетание цветов и оттенков неживая природа, причудливость форм и цветов сталактитов, сталагмитов и сталактитов – это естественная кальцитовая колонна. В зависимости от состава породы, через которую проходят воды, натечные образования окрашиваются в разнообразные цвета: желтый и красноватый, голубоватый, зеленоватый, темно-фиолетовый и др. цвета.
Пещера обладает великолепной акустикой, и здесь в курортный сезон для туристов исполняются концерты. В пещере подготавливается подземный концертный зал-амфитеатр.
Новоафонский комплекс монастыря в настоящее время передан церкви, где ведется служба на абхазском и русском языках. При монастыре открыто духовное училище, где готовятся будущие церковнослужители для абхазских приходов. Со всей России приезжают верующие, чтобы поклониться святым местам Нового Афона.
Очень живописны окрестности Нового Афона - это бывший пригород Анакопии - село Анхуа, родина известного абхазского героя Смыр Гудисы, о нем народ сложил песни и легенды. Там находится грот Агца с древними пещерными рисунками, начиная с каменного века и кончая средневековьем, свидетельством чему является изображение мальтийского креста и ладони, которая была знаком государственности на древних знаменах абхазов. Остатки крепостных сооружений, живописные ущелья, пещеры делают эту местность привлекательной для туристов.