Автор Тема: Сочи  (Прочитано 28788 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Сочи
« Ответ #120 : 05-03-2011, 16:36:55 »






Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Сочи
« Ответ #121 : 05-03-2011, 16:37:55 »




« Последнее редактирование: 05-03-2011, 16:41:38 от Sonic_off »

Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Сочи
« Ответ #122 : 05-03-2011, 16:43:22 »
Панорамки с одного места на 180




Оффлайн патриот

  • Модератор раздела
  • Друг
  • ***
  • Сообщений: 1804
  • Country: ru
  • Репутация: +1830/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Сочи
« Ответ #123 : 05-03-2011, 16:47:44 »
Я была в Сочи, где-то в начале 80-х годов, но такого монастыря не видела.  :o

Похоже, много клювом щелкала и мандаринов объелась  HAHA

Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Сочи
« Ответ #124 : 05-03-2011, 16:52:37 »
Я была в Сочи, где-то в начале 80-х годов, но такого монастыря не видела.  :o

Похоже, много клювом щелкала и мандаринов объелась  HAHA
Так этож не Сочи. А Абхазия. Монастырь постройки 90х годов... Правда 19 века ???

Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Сочи
« Ответ #125 : 05-03-2011, 16:55:03 »
Сейчас немного другое место. У подножия Иверской горы. Анакопия.

Анакопия - Псырцха - Новый Афон

Новый Афон получивший статус города всех кто ни был здесь поражает своей красотой. Это один из живописнейших морских курортов на Восточном Причерноморье. С севера Новый Афон надежно прикрыт от вторжения холодных воздушных масс все возвышающимися выше и выше от побережья горами. Это одно из самых теплых мест на побережье Абхазии, Но не только своей; неописуемой красотой славится Новый Афон. У него очень богатая история, помимо всего город и его окрестности украшают памятники природы: пещеры, живописные ущелья, гроты, водопады... По абхазским мифам именно отсюда юноша Анакопия вместе со своим дядей Азахуба отправился к Всевышнему, чтобы получить землю для своего народа. Каждый уголок Нового Афона овеян легендами и преданиями, А.П.Чехов побывав в Новом Афоне отметил: "Кто был в Новом Афоне и не поднимался на Апсарскую гору, этот человек подобен тому, кто был в Риме и не видел в Ватикане римского папу". И поэтому люди здесь селились с самых древнейших времен. В его окрестностях обнаружены   каменные орудия времен палеолита, мезолита, энеолита и неолита. В последние годы   в центре Нового Афона у склона Анакопийской крепости   уже ряд лет ведутся интенсивные раскопки поселения Апсар, где обнаружены десятки тысяч предметов нового каменного века. По обилию находок и технологии   найденных изделий, изготовленных из кремня, камня, кости поселение является уникальным.

В окрестностях Нового Афона обнаружены глиняные столбики   с текстильной керамикой, который использовались при выпаривании соли из морской воды. Население в то время занималось охотой, рыболовством, гончарством. Бронзовые топоры, обнаруженные в Новом Афоне и других местах Абхазии говорят о широком ареале внешних связей. Археолог Г.К. Шамба отмечает, что в решении вопроса о внешних связях Абхазии исключительное место занимают изображения на так называемой сиро-хетской печати, где жрецы в длинных шлемах держат в руках по топору точно такой же формы, как и бронзовые топоры с ручками из Центральной Абхазии (Ешыра, Новый Афон, Гудаута, Куланырхуа). Эти изображения очень напоминают фигуры воинов с такими же шлемами на урартских колесницах из Топрак-кала. Топоры из Абхазии и изображения таких же предметов на печатях Переднего Востока почти одновременны".   Это все говорит о несомненных связях между данными регионами в те отдаленные от нашего времени тысячелетиями эпохи.

В эпоху Диоскуриады. Анакопия, по-видимому, составляла западную окраину этого знаменитого торгового полиса. В районе города неоднократно   на морском дне были найдены древнегреческие амфоры и другие предметы, подтверждающие торгово-экономические связи древней Анакопии с различными центрами античного мира. На склонах Апсарской горы в IV - II   веках д.н.э. существовал поселок городского типа, население его поддерживало торговые отношения со многими центрами Малой Азии и древней Греции. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки.

Анакопийская твердыня запродала страну с юга, как отмечает византийский историк Прокопий: "За пределами апсилиев, при входе в пределы абасгов, есть место следующего рода: высокая гора, начинающаяся от Кавказского хребта и все понижающаяся, заканчиваясь как бы лестницей, тянется вплоть до самого Эвксинского Понта. У подножия этой горы еще в древности абасги выстроили очень сильное укрепление, по величине наиболее значительное. Здесь им всегда удавалось отражать нападение врагов, которые ни в коем случае не могут преодолеть неприступность этого места". Как видно из сообщения историка крепость была построена задолго до Трахейской битвы. Анакопийская крепость неоднократно укреплялась и перестраивалась и являлась частью Анакопийского оборонного комплекса. Нижняя часть крепостных стен находится ныне под водой. Еще в начале Х VIII века напротив укрепления Анакония из воды виднелись мраморные колонны дворца абхазских царей. В 1833 году Дюбуа де Монпере описывая крепость, отмечает, что "можно хорошо различать остатки стены, которая, спускаясь до самого моря, закрывала в былые времена проход по берегу. Это - руины Анакопии, или Никофии древних карт. Напротив Анакопии, в углу, образуемой Псиртой и морским берегом, отделенный от нее только этой рекой, стоял замок Псирт. Прислоненный к отвесной горе, вздымающий за ним этот замок занимал всю ширину дефиле и защищал его…" Позже во второй половине XIX века исследовательница Кавказа, графиня Уварова, говорит о "нижней крепости на реке Апсаре или Псырте ".

На вершине цитадели Анакопии стоит раннесредневековый, полуразрушенный храм зального типа. Сохранились и поныне в этом храме известковые плиты с изображениями рыбы, кипарисов, креста и других раннехристианских символов. К VI веку относится фрагмент мраморной плиты с ромбическим орнаментом.

Рядом с храмом, на вершине горы находится осадный колодец, вода в нем на постоянном уровне и очень приятна на вкус. Верующие, которые приходят сюда со всех концов Кавказа и России считают ее целебной и святой. В самом центре вершины стоит сторожевая башня. Т.н. "генуэзская" башня - высотой она до 16 м.

К раннехристианским памятникам относятся рельефы из Анакопии. На одной из них изображен лев в прыжке, по сторонам которого видны две вихревые розетки. Это солярные символы, они и по сей день применяются и бытуют как у абхазов, так и у многих народов Кавказа. На другой плите изображен равноконечный крест с расходящимися от центра концами, с глубокими точками в центре каждой ветви. Боковые рукава креста соединены с полуфигурами быка и льва.

В 737 году арабское воинство понесло жестокое поражение у стен древней Анакопии. Летописцы обращают внимание на чудодейственную силу Анакопийской иконы богородицы - "не рукотворное писание, а ниспосланное свыше, о котором никому не известно, кто нашел его на верхушке той горы, омываемой с юга морем и окруженной болотистыми лесами", - так гласит летопись.

Абхазии, ее народу покровительствует Божья Матерь и абхазы глубоко почитали иконы, несмотря, что византийский император Лев Исавр запретил иконы.

Икона Божьей Матери (по абхазски - Анан) была многократно прославлена чудесами и абхазы, несмотря на запреты Константинополя глубоко почитали ее. Когда арабы, сокрушив Картли и Кахетии, подошли к главной цитадели Абасгии, у абхазского царя укрывались картлийский царь Мир и брат его Арчил.

Перед решающим сражением перед иконой Божьей Матери молились и цари и все воинство о даровании победы. Враг во много раз превышал число осажденных. И вот перед рассветом было припадшим к стопам божьим видение Царицы Небесной, а еще позже появился Ангел и призвал воинство без страха вступить в сражение с захватчиками.

Утром в лагере противника разразился страшный мор. Абхазы вышли из крепости и яростно вступили в бой. Враг был повержен малыми силами при небольших потерях. Так была остановлена экспансия халифата на Западном Кавказе.

Спасенные грузинские цари осыпали царя абхазов Леона всевозможными дарами. И византийский император прислал богатые дары, в честь великой победы. Так гласят древние летописи.

В раннее средневековье Анакопия являлась вместе с Пицундой одним из центров христианства на Западном Кавказе. Здесь стояли храмы VI - VII веков,   о чем говорит и характер декорации анакопийских плит. Но древняя Анакопия считается одним из духовных центров христианского мира в первую очередь потому, что сюда в 55 году н.э. пришли с проповедью апостолы Андрей Первозванный и Симон Канонит.

Легенды абхазов в связи с этим гласят:

"Вскоре после Иасы (Иисус Христос по абхазски - Иаса Кьаса; в восточной части Сухума и поныне источник носит его имя " Иаса Кьаса идзызь " - "Родник Иисуса Христа") прибыли в Абхазию два мужа: один из них росту высокого, а другой малого; они начали учить вводить веру во Христа. Оба они были тихи, кратки и смиренны. Узнавши их ум и добродетель, абхазский народ полюбил их; они жили в Абхазии около 3-х лет, заслужили любовь и доверие жителей, которые во всяких делах прибегали к ним за советами; они были справедливые судьи во всех спорных гражданских делах жителей, которые, повинуясь им, признавали свято их решения. Затем высокий ушел куда-то, а малый был здоровьем слабее, остался в Абхазии и по долгому времени умер и погребен на выше упомянутом месте - храм св. апостола Симона Канонита. Абхазцы глубоко почитают Кананитскую церковь; многие берут из входа в подземелье землю, вешают на грудь и получают исцеление от разных болезней".

В этих лицах узнают - в высоком - Андрея Первозванного, а в малом - Симона Канонита.

Красивое ущелье карстовой реки Псырцха, в конце которого, находится келья Симона, у абхазов по сей день считается священным, а по абхазски апостола величают " Зусхан Тата", что в переводе означает "Благословенный Покровитель". К пещере, где жил один из 12-ти апостолов Христа - Симон Канонит ныне проложена прекрасно вымощенная дорожка, с местами для отдыха. По пути, на одном из валунов можно увидеть нерукотворный отпечаток стопы Богородицы на камне. Память апостола Андрея празднуется 30 ноября, память Симона Кананита - 10 мая.

У первого водопада в Новом Афоне стоит храм Симона Канонита, построенный из белого тесаного камня, датируется он IХ-Х веками.

Согласно древним легендам и преданиям абхазов внутри храма были захоронены мощи апостола Симона Канонита.

В Х-ХI веках Анакопия являлась одним из крупных экономических и стратегических, а также культурно-христианских центров Абхазии. " Был сей город превосходным, красивым, выстроенным над морем, затем он был возвеличен Багратидами ",- сообщают летописцы. В Анакопии найден ряд греческих надписей I Х-Х I веков, в основном церковного содержания.

В 1032 году в результате интриг абхазской царевны Алды, аланской принцессы Анакопия перешла грекам, которые владели ею несколько десятилетий, ибо эта твердыня в то время являла собой в стратегическом отношении особо важную роль. И только в 1080 году царь Георгий сумел отвоевать у греков Анакопию - "главную из крепостей Абхазии". Отголоски этого исторического события сохранились в абхазском предании, отчасти напоминающем   сюжет из "Илиады" о троянском коне. Одно из названий цитадели на вершине горы Апсара на абхазски носит название "Крепость девы Анакуапиа ". Вот что произошло, как рассказывает легенда:

"Один ромей (ромей, по абхазски - византиец) обманным путем захватил Цитадель. Страна абхазов была разделена на две части. Чтобы решить этот вопрос, народ собрался на обширной Лыхненской поляне, где издревле решались все важные дела.

В те времена большим авторитетом и известностью в Абхазии пользовалась Анакуапиа-пха Щарифа. Она была образована, бывала во многих странах. - Я сумею изгнать захватчиков,- обратилась она к народу.

Сумев убедить ромея, что она владеет несметными богатствами, договорилась, что выйдет за него замуж и все его имущество будет его. Тот согласился. Через месяц она прибыла   во главе целого флота и стала на рейде напротив крепости. На кораблях были. ящики, а в них   затаив дыхание- находились воины. Ящики под вечер были занесены в крепость и аккуратно разложены внутри цитадели. Ночью из них вышли войны и перебили вражеский гарнизон. Там была освобождена крепость и страна вновь воссоединилась".

Впоследствии   в Анакопии была генуэзская фактория, после их изгнания здесь поочередно стояли турецкие или абхазские гарнизоны, в Х VII веке начальником Анакопийского порта и крепости был Даут Чич.

Во второй половине XIX века, после окончания Кавказской войны, с 70-х годов XIX века в Абхазии развернулось строительство каменных и деревянных церквей, а также реставрация древних храмов - Пицундского и Моквского.

Русские монахи Пантелеймоновского монастыря из Афона, что расположен   на мысу полуострова Халкидики на северо-востоке Греции обратились к российскому царю выделить им землю для монастыря и распространения православной веры. Просьба их была удовлетворена, и они выбрали Анакопию и Псырцху, поскольку, то место считалось для всех христиан священным. И честь прежней обители новая была названа Новый Афон.

Им было   первоначально   царским правительством выделено 1327 десятин и денежная субсидия. С 1875-1876 годов началось строительство обители, но разразившаяся война 1877-1878 года   прервала эту работу. Монастырский комплекс был выстроен в 1883-1896 годах. Новоафонский собор воздвигнут в 1888-1900 годах по проекту архитектора Н. Никонова. Длина собора 53,3 метра, ширина –33,7 метра, высота главного купола - 40 метров.

Основные работы были завершены к 1888 году, когда Новый Афон посетил царь Александр III с супругой, на берегу его встречала вся абхазская знать. На берегу в честь него была построена царская беседка, он пешком поднялся к монастырю по аллее, позже ее обсадили кипарисами и назвали "царской". VI -го водопада в честь него была вывешена надпись, которая и поныне напоминает   гостям Нового Афона о его визите.

Монахи организовали крупное хозяйство, ежегодно изготовляли до 90000 ведер вина   "Изабелла", получали 4-5 тысяч пудов маслин, выращивали ценные субтропические культуры. Монастырь имел пасеку, животноводческую ферму, рыбное хозяйство. С горы Акую они провели в горы   узкоколейку и вывозили строевой лес. Помимо всего этого монахи занимались миссионерством, была открыта церковноприходская школа для подготовки из абхазских детей служителей церкви. Ими была построена пассажирская и грузовая пристани в 1881 году для коммерческой деятельности.

В 1892 - 1903 годах   возводился гидротехнический комплекс и уже в самом начале XX века сток реки Псырцха использовался для выработки электроэнергии. В 1902-1903 годах электростанция была расширена и реконструирована и является одной из первых электростанций в царской России.

Чуть позднее, в 1908 году монахи облицевали стены прудов каменной кладкой, соорудили между ними арочные мостики, разбили парк.

В советский период Новый Афон был одним из самых популярных и посещаемых курортов. Особенно он стал известным после того, как в 1961   абхазским спелеологом Гиви Смыр была открыта Анакопийская пропасть, позже названная "Ново-Афонской пещерой". В 1975 году она была открыта для массового посещения. Для этого был пробит искусственный туннель, по которому к пещере пошли электропоезда, специально спроектированные для этого. В залах пещеры сооружены пешеходная дорожка длиной 1,4 километра и устроено художественное освещение. Длина транспортной штольни - 1360 метров. Всех, кто первый раз побывал в подземном царстве Нового Афона, поражает удивительное сочетание цветов и оттенков неживая природа, причудливость форм и цветов сталактитов, сталагмитов и сталактитов – это естественная кальцитовая колонна. В зависимости от состава породы, через которую проходят воды, натечные образования окрашиваются в разнообразные цвета:   желтый и красноватый, голубоватый, зеленоватый, темно-фиолетовый и др. цвета.

Пещера обладает великолепной акустикой, и здесь в курортный сезон для   туристов исполняются концерты. В пещере подготавливается подземный концертный зал-амфитеатр.

Новоафонский комплекс монастыря в настоящее время передан церкви, где ведется служба на абхазском и русском языках. При монастыре открыто духовное училище, где готовятся будущие церковнослужители для абхазских приходов. Со всей России приезжают верующие, чтобы поклониться святым местам Нового Афона.

Очень живописны окрестности Нового Афона - это бывший пригород Анакопии - село Анхуа, родина известного абхазского героя Смыр Гудисы, о нем народ сложил песни и легенды. Там находится грот Агца с древними   пещерными рисунками, начиная с каменного века и кончая средневековьем, свидетельством чему является изображение мальтийского креста и ладони, которая была знаком государственности на древних знаменах абхазов. Остатки крепостных сооружений, живописные ущелья, пещеры делают эту местность привлекательной для туристов.

Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Сочи
« Ответ #126 : 05-03-2011, 16:58:22 »










Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Сочи
« Ответ #127 : 05-03-2011, 17:04:49 »
Белокаменный, крестовокупольный храм Симона Кананита.

Трехапсидный храм, композиция которого характерна для раннесредневековой (IX - Х вв.) Абхазии. Стены храма, как и утраченных теперь притворов, были когда-то покрыты изнутри штукатуркой с фресковыми росписями. С легкой руки новоафонских монахов этот храм обычно связывали с именем апостола Симона, уроженца Каны Галилейской, спутника апостола Андрея, который, согласно церковной традиции, проповедовал на обширной территории вокруг Черного моря и на Кавказе. В 55 году н. э. они достигли пределов Абхазии, где апостол Андрей оставил Симона для распространения христианства среди абхазов. Благодаря этим проповедям, согласно преданию, был уничтожен жестокий кровавый обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство. Симон Кананит вскоре умер и был похоронен на берегах Псырцхи. Впоследствии на его могиле был возведен белокаменный храм в память первых контактов абхазов с христианством.





Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Сочи
« Ответ #128 : 05-03-2011, 17:20:34 »
По течению Псырцхи расположился искуственный водопад - часть гидротехнического комплекса, принадлежавшего Новоафонскому монастырю. Водопад представляет собой арочную плотину, подпирающую воды Псырцхи. Часть воды отводилась на мельницу, часть использовалась для орошения полей на склоне Афонской горы. Плотина также использовалась как часть гидроэлектростанции. ГЭС перестала функционировать уже в советские времена.












Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Сочи
« Ответ #129 : 05-03-2011, 17:20:52 »


Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Сочи
« Ответ #130 : 05-03-2011, 17:23:33 »
Над водопадом.










Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Сочи
« Ответ #131 : 05-03-2011, 17:30:52 »
Станция Пцырцха.
Дорога в и из ущелья Псырцха проходит через одноимённую железнодорожную станцию. Её смело можно назвать одной из самых красивых на Абхазской железной дороге. Зажатая между двух гор, станция начинается и заканчивается порталами тоннелей.Изящный павильон станции нависает над зелёными водами реки. Как и все железнодорожные станции в Абхазии, Псырцха ныне пребывает в плачевном состоянии.
В тоннели нам советовали не входить. После войны 92-93 годов, они говорят заминированы.  :(












Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Сочи
« Ответ #132 : 05-03-2011, 17:35:14 »
Ну и вокруг немного.
















Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Сочи
« Ответ #133 : 05-03-2011, 18:00:05 »
Теперь из Афона на Рицу...
Остановка около "водопада"  Девичьи слезы. :D
Тут есть традиция завязать ленточку и загадать желание...








Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Сочи
« Ответ #134 : 05-03-2011, 18:05:20 »
Далее по пути "Голубое Озеро"...

Голубое озеро (абх. Адзиасицва,груз. ცისფერი ტბა [Циспери тба]) — озеро в Абхазии.
У самой обочины дороги, словно в оправе из грубых горных камней, застыл сияющий сапфир. Поверхность его совершенно спокойна, хотя видно, что тут же рядом в него шумно вливается из-под скалы полноводный горный поток. Голубое озеро карстового происхождения. Оно невелико: площадь его всего лишь 180 квадратных метров, глубина 27 метров,( в некоторых источниках есть информация, что его глубина доходит до 76 м и его дно покрыто лазуритом, но это миф) Сапфир — это почти точное сравнение. Озеро голубое, удивительно яркого цвета, который не блекнет и не темнеет даже в самую ненастную погоду. В древней легенде рассказывается: «Там, где сейчас Голубое озеро, в стародавние времена была пещера, в которой жил столетний старец — жрец.Белоснежная борода его свисала почти до самой земли, а необычно голубые глаза излучали мудрость и доброту. Этот умудренный жизненным опытом человек был в прошлом известным охотником. Состарившись, он отдалился от людей, чтобы быть ближе к природе, и поселился в пещере. Местные охотники часто приходили к нему за советом, за его знаниями горных троп, повадок зверей и возможностей их отстрела. За его полезные советы охотники считали своим долгом, возвращаясь домой, оставить ему одну шкуру убитого зверя и часть мяса. Однажды в ненастную погоду в этих местах оказались чужестранцы и попросились на ночлег в пещеру к старику. Он гостеприимно их принял. Угостив их, отшельник показал место для ночлега, постелив им шкуры убитых животных. Увидев большое количество шкур зубров, медведей, оленей, косуль, куниц, алчные гости решили завладеть ими. Убив хозяина, они спешно стали складывать шкуры в мешки. Почти все шкуры были уже собраны, когда неожиданно мощный поток воды запрудил выход из пещеры. Злоумышленники оказались в западне. Так и образовалось Голубое озеро, или Озеро абхазского старца, воды которого напоминают голубизну глаз старика, тело которого осталось на дне, а открытые глаза придали необычный цвет водам озера.»
Средняя температура воды в озере плюс 7 градусов и только в самые жаркие дни поднимается до плюс 10 градусов. Озеро не замерзает круглый год, но напрасно стали бы вы вытаскивать из чехлов удочки, даже если вы завзятый рыболов: рыба здесь не водится. Зато рядом, в реке Бзыбь, её сколько угодно. Животный мир отсутствует, здесь не растет планктон. Питается Голубое озеро водами подземной реки, начинающейся на склонах высокой горы Ахцых.
Существует поверье, что умывшись водой Голубого озера, человек станет моложе, главное не перестараться.