ДОРОГАМИ РОССИИ: ДИВО ДИВНОЕ - ДИВЕЕВОСреди множества монастырей, обителей, звездами рассыпанных по лику России, Дивеевская обитель и сегодня занимает особенное место, а возрождение Дивеевской обители, как и восстановление поруганной святыни - первого в мире храма преп. Серафима Саровского в городе Сарове - всеми почитается как огромная духовная и культурная ценность нашего народа. Воистину, Серафимо-Дивеевская земля освящена духом и бытием русского народа, является материальным воплощением его духовной культуры и святоотеческих традиций. Сам преподобный Серафим обладал совершеннейшим даром любви, умея проникать в самые глубины человеческой души. И главное - всегда умел указать путь исправления и очищения человека. Всех, к нему приходящих, Серафим встречал низким поклоном и целованием, всех приветствовал: "Радость моя, Христос воскресе!" В этих словах, столь часто повторявшихся, и заключено притягательное своеобразие личности преподобного Серафима. Он не создал новых теорий. Он просто учит жить по-христиански, как своими добрыми делами, наставлениями, чудотворениями, прозрениями, исцелениями, так и самим своим духовным обликом. В 1903 году при участии императора Николая Серафим Саровский был прославлен в лике святых. Проведя ночь в дороге, мы прибыли в Дивеево ранним утром, нашим гидом по обители был Игорь Алексеевич Беккер. Первым делом мы пошли в Свято-Троицкий собор на службу - Божественную Литургию. Сбылось, стало явью пророчество святого Серафима: "Я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние". Со вторым обретением святых мощей Старца и упокоением их в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря в 1991 году, можно сказать, началось и преображение Дивеева - всемирной святыни, чье будущее - это и будущее нашей Родины, единой России. А их возрождение - звенья одной цепи.
В Троицком соборе также бережно хранятся и открыты для благоговейного поклонения верующих личные вещи преподобного Серафима - монашеская мантия, рукавички, башмаки, огромный железный крест, который преподобный носил на себе. Также в соборе находится еще одна великая святыня - образ Божией Матери "Умиление", перед которым молился в своей келье преподобный Серафим, перед которым он и предал Богу дух свой. Сейчас он находится в красивом резном киоте в правой части собора. После службы в притворе храма раздают маслице от лампады перед мощами Преподобного, а так же знаменитые сухарики, которые освящают в том же чугунке, где это делал и преподобный Серафим. После службы Игорь Алексеевич показал нам чудо-дерево, растущее за алтарем Казанского храма. Называют его так потому, что в одном месте выступ его коры явно напоминает морду медведя (а как известно, на одной из икон изображено, как преподобный Серафим кормит медведя), в другом месте, у самого основания, как будто вырезана (нерукотворно) икона Божией Матери, а на стволе, при фотосъемке, можно различить лик Христа с Туринской плащаницы. Есть в обители и Царь-дерево, которое посадил Государь император Николай Александрович в честь рождения наследника Алексия и с которого порой сочится кровь.
История Дивеевской обители начинается в середине 60-х годов 18 века, когда одноименное село посетила имевшая капитал и поместья Агафия Семеновна Мельгунова, урожденная дворянка Рязанской губернии Степанова. Овдовевшая, она осталась одна с малолетней дочерью, приняла монашество во Флоровском монастыре Киева с именем Александры, решив посвятить себя Господу в Четвертом уделе Божией Матери, как ей было явлено в видении Самой Богородицей. В 1773-1779 гг. на месте деревянной церкви в Дивееве мать Александра на свои средства строит каменную Казанскую церковь. Освятили ее в начале 1780 года. При церкви она основывает женскую общину, которая указом Святейшего Синода 10 (23) февраля 1861 года была преобразована в 3-классный женский монастырь. После кончины матушки Александры (ныне прославленной в лике святых) в 1787 году преподобный Серафим принял попечение о сестрах Дивеева, признаваясь после, что ничего не предпринимал для обители без прямого благословения Небесной Игуменьи Дивеева, самой Пресвятой Богородицы.
Второй большой храм обители - Преображенский собор, заложенный в начале 20 века, а освященный только 3 сентября 1998 года. Говоря о символах, олицетворяющих собою святость, духовность в Дивееве, невольно представляешь рядом со светлым, божественным ликом избранника Божия преп. Серафима и святые образы подвижниц - жен Дивеевских. Их святые мощи сейчас покоятся в этом Новом, Преображенском соборе. Это преподобные Дивеевские: схимонахиня Александра, схимонахиня Марфа и монахиня Елена и блаженные - Христа ради юродивые - Пелагея, Параскева и Мария.
Приложившись к мощам святых, мы побывали еще на одном замечательном месте обители - Канавке Божией Матери. История ее такова: во время Великого Поста 1829 г. по просьбе отца Серафима Дивеевскому монастырю было выделено 30 десятин земли. По получении ее Старец приказал обходить ее и обкладывать камешками между колышками, расставленными землемером. Когда снег сошел, камешки легли на весеннюю землю. Своему ученику М.В. Мантурову и сестрам обители о. Серафим велел опахать землю сохою, по одной борозде три раза. Когда же земля высохла совершенно, последним повелением было обрыть ее канавкою в три аршина глубины и вынимаемую землю бросать вовнутрь обители, чтобы образовался вал также в три аршина. Благословляя обойти по Канавке вокруг Дивеевской обители, старец просил людей прочитать 150 раз "Богородице Дево, радуйся..." и своих духовных чад - "дивеевских сирот" - благословил исполнять ежедневно это правило, говоря: "Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!" и что в последние времена антихриста "не допустит Канавка, так прочь и уйдет!". Прошли и мы по вымощенному брусчаткой валу Канавки. В память о пребывании в Дивееве многие увозят с собой и горсть земельки со св. Канавки, взятой в специальном хранилище возле схода с оконечной части вала, рядом с часовней преп. Серафима, на месте которой была мельница "девичьей общины". По преданию, святая земелька с Канавки имеет силу очищать от нечисти помещения, территорию, ее высыпают вокруг дома.
Подкрепившись в летней трапезной для паломников, где сестры с молитвой раздавали монастырские суп, кашу и душистый чай на травах, мы отправились в сохранившийся домик, в котором жила блаженная Паша Саровская, которая сначала 30 лет пустынножительствовала в саровском лесу, а после еще 31 один год подвизалась в Дивееве и скончалась в возрасте 120 лет, предсказав Государю Николаю Александровичу как рождение наследника, так и их крестную участь. Сейчас в этом домике находится экспозиция Дивеевской обители, в числе святых экспонатов которой и куклы блаженной Пелагеи, при посредстве которых она часто и показывала грядущие события, и обгоревший стульчик преп. Серафима, за которым он в молитве почил.
Погружались мы и в святые источники, которых в самой обители несколько - источник матушки Александры, источник Казанской иконы Божией Матери, и находящиеся рядом: источники Иверской иконы Божией Матери и великомученика и целителя Пантелеимона. Но наибольшей известностью пользуется источник самого преподобного Серафима Саровского, находящийся в 14 км от Дивеева на берегу реки Сатис, так что образует как бы озерцо. По преданию, этот источник забил на месте, где Преподобный молился на камне 1000 дней и ночей. Вода там необычайно холодная, говорят, что даже летом температура воды не поднимается выше плюс 4. В начале 1980-х было отдано распоряжение советскими властями засыпать источник. Но отец Серафим, как рассказывают, защитил его, явившись одному из бульдозеристов и сказав: "А все-таки ты не засыплешь!". Так и вышло. Трактор сломался, починить его не удалось. А тут следом вышло распоряжение об отмене прежнего приказа.
Переночевав в монастырской гостинице, и мы отправились на источник преподобного Серафима, вспоминая его слова: "... Счастлив всяк, кто у убого Серафима в Дивееве пробудет сутки, от утора до утра, ибо Божия Матерь, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево". А далее наш путь лежал в земли Мордовии, к Рождество-Богородичному Санаксарскому мужскому монастырю.
Монастырь расположился в излучине реки Мокши, в трех километрах от города Темникова, ниже по течению реки. С северной и западной сторон к нему примыкают боры и рощи, с юга и востока за Мокшей - богатые разнотравьем пойменные луга и бесчисленное количество больших и малых озер. Монастырь и получил свое название от лежащего в низине у его стен озера Санаксар. История монастыря насчитывает без малого три с половиной века.
В Санаксарах нас покормили в монастырской трапезной, а после провели в главный собор Рождества Пресвятой Богородицы, где мы имели возможность поклониться святыням монастыря - св. мощам преподобного Феодора Санаксарского и его племянника - прославленного русского флотоводца Федора Ушакова, прославленного недавно в лике святых как святой праведный Феодор.
"Благодаря Богу", - как неизменно любил говорить праведник, он не только не потерпел ни одного поражения в морских баталиях с превосходящими силами неприятеля, но не потерял при этом ни единого корабля и ни один из его воинов в плен вражеский взят не был.
Дивное чудо было в монастыре несколько лет назад: в храме Рождества Богородицы обновилась старинная чудотворная икона Богоматери "Феодоровская". Теперь она находится в алтаре храма. В храме есть еще одна чудотворная икона - образ Богоматери "Казанской". Прикладываясь к этой иконе, некоторые больные исцеляются.
На братском кладбище в настоящее время возведена часовня над могилой старца Иеронима, почившего уже в нашем веке и долгое время подвизавшемся в Санаксарском монастыре и помогавшем приходившим к нему людям. Сейчас можно помолиться внутри часовни возле креста на могилке старца, некоторые пишут записки со своими просьбами и оставляют их на могилке, веря в молитвенное заступничество старца перед Престолом Божиим.
Рядом с монастырем есть святой источник отца Феодора, выкопанный им лично. Вода этого источника также исцеляет людей, с верою приходящих к нему. Вот и мы, набрав водички, отправились в обратный путь, навсегда унося в своих сердцах свет благодати этих святых мест.
Наш корр.kamyshin.ru