Пластинку заело Иллюстрация: Вася Ложкин/http://top.oprf.ru/blogs/106/
Если знаешь новость, то многих комментаторов уже можно не читать. Тот, кто следит за процессом, может с вероятностью в девяносто процентов предсказать реакцию тех или иных персон на произошедшее. У многих публицистов и аналитиков не остаётся ни публицистики, ни аналитики — только одна сильная эмоция, переданная в окружающее пространство. Это похоже не на обсуждение темы, а на какой-то таинственный ритуал. Автор смачно заявляет: «Сволочи!», а его читатели эхом отзываются: «Ещё какие!», «Сколько можно терпеть!», «На кол!». Потом являются иные читатели, которые автора не любят. Они ему пишут: «Сам такой!» и «Заткнись!».
В блогах и социальных сетях обмен эмоциями выглядит естественно. Ну, бывает и подобный способ общения. Но когда к этому способу вдруг прибегают серьёзные медийные фигуры, люди в годах, со степенями и званиями — это обескураживает. Тем более, что эмоции этих людей всегда почему-то находятся в карикатурной противофазе с естественными.
На свадьбах они в голос рыдают, на похоронах веселятся и теребят покойного за нос. Это отдаёт такой пошлой литературщиной, что не понимаешь, как же этого можно не чувствовать?
Нет, не чувствуют.
Любая победа российского гражданина на любом международном соревновании вызывает общий вздох, состоящий из таких вот реплик: «Больше гордиться нечем», «Когда других достижений нет, сойдёт и такое», «Отвращение вызывает всеобщая патриотическая истерика», «Отвратительные типусы со следами вырождения победили в очередном дурацком соревновании, от которого ничего не зависит», «Да он же и не русский вовсе, наши патриот-фашисты об этом знают?». Если что-то где-то построили, то обязательно ещё больше разворовали, и лучше бы построили другое, или вообще не строили, потому что уничтожили экологию. Если улучшились какие-то показатели, то это обычное враньё, а если данные взяты из западных источников, тогда сами показатели объявляются зряшными и никчемушными.
И вообще: «Как можно чему-то радоваться, когда всё плохо, дети в Африке голодают, а борцов за свободу — за вашу же, дурни! — бросают в застенки».
Впрочем, есть ведь и тут свои поводы для радости. Далеко не всегда российские граждане занимают на разных соревнованиях призовые места. Тогда можно на секунду о детях в Африке забыть и дать волю положительным эмоциям: «Не мог удержаться от хохота, глядя на унылые рожи наших квасных патриотов!», «Столько денег вбубухали, а вот шиш вам — руки с ногами кривые потому что!». Радость царит и тогда, когда что-то падает, взрывается, тонет, обваливается. Если есть жертвы, то радость приходится скрывать, хотя это всё хуже и хуже удается. Торжество неумолимо прорывается сквозь соболезнования, как новое вино прорывает ветхие меха.
Во всех этих заявлениях нет никакой эксцентрики или желания быть оригинальным. Какая уж тут оригинальность, если двадцать твоих коллег скажут ровно всё то же самое — и ровно в тех же самых выражениях. Это происходит на автомате, иногда в одно и то же время. Со стороны это напоминает заказные кампании, но вряд ли кто-то проплачивает маститым журналистам их одинаковые брезгливые реплики. Они просто живут на одной волне, дышат едиными ритмами, постукивают друг друга усиками в кулуарах, нехитрым танцем передавая товарищам сообщение о том, где растёт много цветов с вкусным нектаром свободы.
Вот последняя история с Бурановскими бабушками, которые заняли второе место на Евровидении. Известный телеведущий Николай Карлович Сванидзе отозвался об этом событии так: «Бабушки — молодцы. Милые, обаятельные. И сохраняют национальную удмуртскую культуру. Но с какого рожна припадок патриотического восторга? В каком состязательном разделе, в какой конкурентной сфере мы одержали очередную ослепительную Викторию? Затерзали, обслюнявили Победу в Великой Отечественной, сюда же — Олимпиаду, а сверху — “Бабушек”. Всё, до кучи. Сплошное ликование».
Эхом откликнулась Николаю Карловичу другая телеперсона, Ольга Бакушинская:
«Знали бы наивные европейцы, от чистого сердца голосовавшие за простеньких, но трогательных Бурановских бабушек, какое патриотическое говно-шоу развернётся после. Сколько идиотов предположит, что шведка купила первое место! Почему бы не предположить, что бабушки купили второе? И конкурс-то ни о чём, но русские и на Евровидение идут как в последний бой. С мордой кирпичом».
А вот журналист Николай Троицкий пишет у себя в блоге:
«Так вот, бабуси смешные и трогательные, дай им Бог здоровья, оно им теперь понадобится, потому что всякие продюсеры попытаются на бедных бабках побольше бабок срубить. Однако “патриотические” пляски с завываниями, которые устраивали ночью в телевизоре по поводу этого образчика маловысокохудожественной деревенской самодеятельности, были неприличны и идиотичны».
Единодушие потрясающее. Бабушки милые. Патриотизм отвратителен. Смерть неизбежна (ой, последнее не отсюда).
А ведь все три автора — профессионалы, прекрасно знают свою собственную среду и понимают, что такое «телеформат», как там и что действует. У всех трёх под рукой сеть, где можно было посмотреть конкурс без российских ведущих (потому что разве когда-нибудь прежде они вели шоу по-другому?). Кроме того, зачем для маловысокохудожественной самодеятельности на «конкурсе ни о чём», кряхтя, забираться на шкаф? Полагаю, только для того, чтобы оповестить аудиторию о обслюнявленной Победе и патриотических плясках с завываниями.
Между тем, разброс мнений обычных зрителей куда шире и гораздо содержательнее. Во-первых, все, конечно, радуются за бабушек и за второе место. Но говорят разное: от «наконец-то поняли, что это конкурс фриков, стали посылать туда фриков и регулярно выигрывать» до «лучше бабушкам каверы исполнять, это забавно, до настоящего фольклора они не дотягивают, а тут вообще спели блеклый поп».
Никакой истерики, никакого ража нет. Есть удовлетворение от того, что вот такой вот европейский конкурс существует, мы очень долго пытались попасть «в струю», и теперь, похоже, знаем, что к чему. То есть учимся играть по правилам. И это тоже можем освоить. А всё остальное — на любителя. Это ж развлечение.
Но развлечение — для зрителя. Для тех, кто шоу обеспечивал, это работа. Но, видимо, и для тех, кто стандартно отписался о «патриотическом угаре».
Вообще-то патриотизм естественен. Ну, как любовь к своим родителям или к детям. Не все любят родителей, всякое бывает. Но это обычно проблема. Некоторые даже по этому поводу к психоаналитикам обращаются. Конфликты в семье, то да сё, «доктор, что со мной не так?».
А у нас из патриотизма пытаются сделать чуть ли не политическое течение. Всякие противопоставления появляются: «патриоты — либералы». Это что? Антоним патриотизму — космополитизм, вообще-то. Гражданство мира. Но для таких граждан всегда проще сменить страну, чем её традиции.
О патриотизме, как и о других подобных чувствах, никогда не было принято говорить вслух. Неприлично. Фарисейством отдает. Именно бесконечный накат на одно из естественных человеческих чувств и вызывает ответную реакцию. Когда люди начинают говорить о своём патриотизме открыто. А, значит, какие-то коды уже вскрыты. Нарушен баланс.
Так что господа не отдельными недостатками занимаются, не правящим режимом, когда бубнят своё «ныныны, плохо, ны, угар, ны, противно». Их заедает на других вещах. С одной стороны — «наивные европецы с чистым сердцем», с другой — «русские» и «морда кирпичом». Правда, всего семьдесят лет назад наивные европейцы тут у нас немнжко резали, вешали и жгли, а русским с мордой кирпичом надо было пиликать четыре года на финал конкурса в Берлине. Но напомнить об этом через столько лет означает ещё раз «обслюнявить Победу».
Обо всём этом, само собой, мы ещё не раз услышим. Потому что пластинку заело намертво, а специалист по патефонам за качество пластинок ответственности не несет.
Ольга Туханина
http://www.politonline.ru/?area=show&url=http%3A%2F%2Funilevel.livejournal.com%2F643615.html