Командир БеспечностьИндийская авиакомпания пережила несколько курьезов в небеСтюардесса авиакомпании Air India
Фото: REUTERS Представьте себе, что вы обычный авиапассажир. Вы летите по своим делам (допустим, в командировку) из пункта А в пункт Б. Так получилось, что летите вы авиакомпанией Air India — главным авиаперевозчиком страны, имеющим в парке около сотни машин. Вы поднялись на борт в Дели, а приземлиться должны в Бангалоре. Но в полете вы вдруг видите, как командир экипажа безуспешно пытается ворваться в кабину (это там находятся штурвал и приборы). Что бы вы тогда сделали?Собственно, именно в такую ситуацию и попали пассажиры рейса авиакомпании Air India AI 403 из Дели в Бангалор. Да-да, они увидели, что главный человек на борту не может войти в кабину — он вышел в туалет, а когда вернулся, попасть в рабочее помещение не сумел. Оказалось, что дверь заклинило, она отчего-то перестала открываться. Не смог отпереть ее и второй пилот, находившийся внутри кабины.
Некоторые издания пишут, что никакой паники на борту не было. По другим данным, паника все-таки возникла, и в это запросто можно поверить: все-таки вид пилота, который никак не может попасть на свое рабочее место, определенно должен вызывать беспокойство у простых пассажиров. Наверняка они понимают, что за штурвалом, в конце концов, есть еще один человек, а кроме того, у самолета есть и автопилот, но если люди хватаются за сердце, когда лайнер слегка потряхивает в турбулентности, то что уж говорить о ситуации с заблокированной дверью кабины.
Короче говоря, ответственность за самолет и его пассажиров пришлось брать на себя второму пилоту. Он связался с наземными службами и попросил разрешения совершить незапланированную посадку. Диспетчеры дали добро на приземление, и в итоге самолет временно остановился в Бхопале.
На земле на помощь экипажу, пассажирам и двери пришли инженеры. Как позднее заявили в авиакомпании, ни во время полета, ни во время работы специалистов ничто безопасности пассажиров не угрожало, все правила поведения в чрезвычайных ситуациях были соблюдены, никто не пострадал. Как только дверь смогли починить, самолет продолжил выполнение рейса. Задержался он примерно на три часа.
В принципе, вполне вероятно, что этот небольшой воздушный инцидент, который тут, на земле, кажется даже забавным, мог бы остаться незамеченным. Ну мало ли чего происходит в Индии — страна большая, людей много, своих проблем хватает, короче. Однако же на него обратили внимание, поскольку он оказался уже не первым странным происшествием на борту самолета Air India за последние несколько недель.
Месяц назад, 12 апреля, во время полета Airbus-320 из Бангкока в Дели с 166 пассажирами на борту командир экипажа Б. К. Сони и его второй пилот Равиндра Натх решили вздремнуть. Они покинули кабину и ушли в первый класс, где провели, по разным данным, от 20 до 40 минут.
Летчики, конечно, не бросили самолет с пассажирами на произвол судьбы. Прежде чем пойти отдыхать, они провели мастер-класс для двух стюардесс, объяснив им, как воздушное судно летит и на какие кнопки лучше не нажимать. Стоит отметить, что пребывание бортпроводниц в кабине не то чтобы совсем запрещено, но все же несколько ограничивается: стюардессы могут посетить пилотов, когда приносят им попить или перекусить. Но Сони и Натх этим правилом пренебрегли.
Пока летчики отдыхали, одна из стюардесс случайно отключила автопилот. Сколько именно времени самолет оставался без управления, неизвестно. Так или иначе, командир и второй пилот вернулись на свои места, и полет для всех, кто находился на борту, закончился благополучно.
Сразу после инцидента Air India заявили, что на самом деле пилоты никуда не уходили, просто они перетрудились и по рассеянности (которая была результатом переутомления) отключили автопилот. За расследование случившегося взялись представители Управления делами гражданской авиации, охарактеризовавшие произошедшую с А-320 историю как весьма серьезный случай нарушения правил безопасности полетов.
4 мая, чтобы не гневить ведомство и многочисленных богов, Air India заявили, что оба пилота и обе стюардессы отстранены от работы на время проверки. Какое решение по итогам расследования будет принято, не так уж важно. В конце концов Air India уже переживала историю с пилотами-сонями — и ничего, оправилась, летает себе дальше.
Тот самый случай, когда летчики уснули на рабочем месте (а такое бывает не только в Индии), произошел на борту авиакомпании еще в 2008 году. Тогда рейс IC 612 Дубаи — Джайпур — Мумбаи улетел на 600 километров от конечной точки маршрута, поскольку уставшие пилоты крепко спали. Разбудили летчиков диспетчеры — увидев, что самолет с сотней пассажиров не начал снижаться, когда это нужно было делать, они забили тревогу. Проснувшиеся командир экипажа и его помощник развернули лайнер на полпути к Гоа и все-таки приземлились там, где положено.
После приземления представители Air India заявили, что никаких 600 лишних километров самолет не пролетал. Мол, на самом деле диспетчеры просто временно потеряли связь с бортом, никто в кабине не спал, а перелетел самолет всего каких-то 15-20 километров. В любом случае главное, что все обошлось.
Тем временем Air India несмотря ни на что продолжает работу в штатном режиме. И даже запрет на полеты новых Boeing 787 Dreamliner из-за разного рода неисправностей не сломил авиакомпанию, хотя она, безусловно, от этого пострадала. Но в конце мая жизнь компании должна пойти на лад: национальное авиационное ведомство обещает, что шесть индийских «Лайнеров мечты» все-таки вновь поднимутся в небо.
Лена Аверьянова
Lenta.ru