Автор Тема: Казань  (Прочитано 24511 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Казань
« Ответ #30 : 11-07-2013, 06:19:14 »


Дворцовая церковь

Дворцовая церковь расположена с западной стороны Губернаторского дворца, галереей-переходом соединяется с Губернаторским дворцом. Церковь построена в XVII веке. Первоначально называлась Введенской, отремонтирована в 1852 г. и вновь освящена в 1859 г. во имя Сошествия св. Духа.
Одноглавый четверик основного храма с характерной барочной раскреповкой, подпираемые пучками колонн с пышными капителями на углах и нарядными оконными наличниками, поставлен на двухъярусный подклет. Проемы нижнего подклета украшены наличниками из кирпичных валиков с килевидным верхом над дверными и треугольными над оконными проемами. Луковица над главкой украшена накладными дубовыми венками и ветками, накрывающими ребра его граней. Четверик высится над крытой галереей-папертью с красивыми гранеными столбами. Галерея, куда ведет широкая наружная лестница, изначально, возможно, была гульбищем. Ограждение гульбища, переходящее в ограждение наружной лестницы, оформлено ширинками в сочетании с рядом сухариков. По верху гульбища и четверика карнизы украшены мукарнами на четверике к ним добавляются и сухарики. Крытым переходом церковь соединили в XIX в. с домом губернатора на уровне второго этажа (затем здание Совета Министров и Верховного Совета ТАССР, ныне — Резиденция Президента РТ). Окна перехода выполнены повторяющимися бифориумами. Фасады оформлены в стиле русского барокко XVIII в.
В 1958, 1967, 1975 гг. производились ремонтно-реставрационные работы, обмеры и обследования. Реставрировалась в 2000—2006 гг.


Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Казань
« Ответ #31 : 11-07-2013, 06:22:13 »


Археологической экспедицией 1977 г. в районе башни Сююмбеки (с западной стороны) были изучены остатки двух монументальных каменных мавзолеев с погребениями, совершенными по классическому мусульманскому обряду. В мавзолеях похоронены казанские ханы Махмуд, сын Улуг-Мухаммеда (умер в начале 1460-х гг.) и Мухаммед-Эмин (умер в 1518 г.).
Оба мавзолея сильно нарушенны поздними канализационными траншеями. Имели подквадратную в плане форму (8,5х9 м - наружные размеры). Ширина стен около 1 м; она сложена из отесанных известняковых блоков размером 40х60х20 см, скрепленных между собой известковым раствором со слабой примесью кирпичной крошки.
В мавзолеях были расчищены могильные ямы с погребениями в деревянных гробах (250х60 — 80х50 см), которые были обложены снаружи тонкой хорошо выделанной кожей, скрепленной при помощи серебряных гвоздей. Эти мавзолеи находились в некрополе знати, располагавшемся в западной части территории ханского двора.

При археологических исследованиях 1977 г., проведенных в западной части башни Сююмбике, были вскрыты остатки двух каменных сооружений (№№ 2 и 3), строительный горизонт которых лежал на домонгольском слое или же в основании золотоордынского слоя. Сооружение №3 дошло до нас в виде кладки из рваного камня, введенной в специально вырытый котлован (430 х 360 см). Фундамент этого сооружения сложен из известнякового камня на глинисто-илистом растворе.
Сооружение №2 представляло собой также белокаменную постройку (365 х 450 ? см); кладка панцирная на глинистом растворе. Сохранившаяся высота обоих сооружений около 40—50 см, ширина стен 95—100 см. Изученные сооружения могут быть связаны с остатками дозорно-сторожевой башни с двумя пилонами (350 х 430 см), отстоявшими друг от друга на 350 см, т.е. имевшей разрыв для проезда. А.Х.Халиков не исключал возможности интерпретации этого объекта и как минарета мечети. Позднее примерно на этом же месте была возведена доныне сохранившаяся башня Сююмбеки.

Выявленные архитектурно-археологические фрагменты законсервированы.




Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Казань
« Ответ #32 : 11-07-2013, 06:26:08 »


Башня Сююмбеки.

Башня Сююмбеки является архитектурной эмблемой города. Ее название связано с именем татарской царицы Сююмбеки — жены двух последних казанских ханов. Сооружена во второй половине XVII—начале XVIII веков. На наиболее ранних планах города XVIII века, она показана как въезд во двор обер-комендантского дома, стоявшего на месте «старого царева двора», где руины ханского дворца казанские воеводы приспособили под склады пороха, селитры и свинца. Несомненно ее сходство с Боровицкой башней Московского Кремля.
Башня пятиярусная — три уменьшающихся по высоте и по ширине четырехгранника, поднимаясь уступами, несут два восьмерика, завершенных стройным кирпичным граненым шатром в виде усеченной восьмигранной пирамиды, грани которой обозначены валиками, выполненными в кирпиче, с дозорной караульней над ним, увенчанной шпилем с позолоченным полумесяцем на яблоке. Общая высота достигает 58 метров.
Обходные галереи над тремя нижними этажами — гульбища, обнесены парапетами с несложной, но в каждом ярусе иной декоративной обработкой — это и ширинки на первом, пояса выполненные поребриком на втором и третьем или простым напуском в несколько рядов верхних ярусов. Грани всех ярусов подчеркнуты лопатками или тонкими валиками. Оконные и дверные проемы 2,3,4 уровней вверху заканчиваются трехцентровыми арками и имеют прямоугольные наличники кирпичным валиком. Окна пятого яруса и караульни с полуциркульными арками и простыми архивольтами. Нижний ярус башни состоит из двух пилонов, соединенных цилиндрическим сводом над проездом. На южном и северном фасадах пилонов и на четырех гранях усеченной пирамиды круглые окошки, обрамленные кирпичным валиком. На западном и восточном фасадах пилоны имеют по две декоративные колонны, завершающиеся вверху капителями, отразившими восточный колорит. Они по форме очень напоминают мукарнасы (сталактиты). Маленькие дверки, расположенные по одной на боковых фасадах, ведут на внутристенные лестницы, доходящие до третьего яруса (выше идут деревянные всходы). Кирпичные своды перекрывают помещения в верхнем четверике и первом восьмерике. Башня Сююмбике имеет заметный наклон в юго-восточную сторону. Отклонение от оси составляет 1 м 98 см.
В 1914—1916 годах в связи с отклонением башни от вертикали были проведены реставрационные работы: нижний ярус был охвачен железным поясом, несколько исказившим архитектурный облик башни.
В период с 1941 по 1955 год были проведены исследования состояния фундаментов, архитектурные обмеры башни и выполнены проекты по укреплению фундаментов башни Проектно-технической конторой треста по передвижке и разборке зданий.
В 1958—1959 г. была произведена реставрация наружной облицовки башни, реставрированы заполнения проемов и внутренних деревянных конструкций.
В 1977—78 г. произведено инженерное укрепление фундаментов башни.
В период с 1985 по 1991 г. выполнены: проект на консервацию башни Сююмбеки; производство работ по укреплению фундаментов башни способом буроинъекционных свай; реставрация фасадов и интерьеров башни с применением оригинальной методики укрепления поверхности кирпичной кладки и тонирования стен; изготовление и установка завершения башни Сююмбеки в виде полумесяца с позолотой.
В 1998 году было проведено укрепление фундаментов башни, в результате движение башни было остановлено.
В 2004 г. в проездную арку навешены кованые ворота с вписанными в верхнее арочное завершение изображениями солнца, полумесяца, знаков зодиака и зооморфных мотивов по периметру. Ворота двустворчатые, с калитками в каждой створке, закрываются на замок секирного типа с висячими стукалами в виде львиных голов.
В настоящее время наклон башни составляет 1,8 м.

Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Казань
« Ответ #33 : 11-07-2013, 06:26:43 »







Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Казань
« Ответ #34 : 11-07-2013, 06:26:58 »



Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Казань
« Ответ #35 : 11-07-2013, 06:37:46 »


Главный корпус

Главный, Восточный корпус Пушечного двора, первая половина XVIII в., перестроен 1836 г., первая половина XX в., реставрировался 1997—2004 гг.
Первоначально это был оружейный завод и арсенал. В процессе раскрытия в южном ризалите обнаружена литейная для изготовления пушек. После передачи пушечного двора юнкерскому училищу оно было приспособлено для проживания офицерского состава. В первой половине XX в. превращено в солдатскую столовую казанского горнизона. Три двухэтажных ризалита соединены одноэтажными крыльями. Они понизу отбиты выступающим рустованным цоколем, стены с лопатками между окон. Арочные окна по сторонам ограничены контрналичниками, заканчивающимися небольшими кронштейнами на которые опираются профилированные архивольты с замковыми камнями. Покрыты они кровлей типа Гамбрель со слуховыми окнами-люкарнами с ушками. Крайние ризалиты украшены рустованными пилястрами с капителями и базами, декоративными филенками над и под окнами. Окна обрамляют наличники с ушками, на первом этаже с двойным замковым камнем, причем центральный замок наверху закруглен. Под кровлю подходит двухчастный профилированный карниз. Кровля пирамидальная с ограждением баллюстрадой.
Убранство центрального ризалита то же, что и у боковых, кроме того, по оси фасада на пилястры с капителями опирается фронтон, образованный профилированными карнизами. По центру мансардно-вальмовой кровли с двумя фронтонами кирпичная башенка-караульня, которая представляет собой октогон, богато украшенный лопатками между арочными окнами на каждой грани. Над окнами располагаются архивольты с замковым камнем. Покрыта караульня восьмигранной шлемовидной кровлей с четырьмя люкарнами.
На кровле водружен сложный шпиль с вазонообразным низом, на котором располагаются символы Пушечного двора — перекрещенные пушки, на них — горка ядер. Выше — восьмигранный шпиль, обхваченный внизу четырьмя акантовыми листами. На завершении шпиля пересекающиеся штыри держат латинские буквы, обозначающие части света. Завершает шпиль флюгер в виде прапора с прорезной надписью «Пушечный двор«, обвитый Зилантом — символом города Казани.
Центральный вход при реставрации имитируют деревянные ворота в трехцентровой арке с замковым камнем, которая служила единственным проездом во двор из соображений безопасности хранения оружия. В настоящее время в левом крыле и втором этаже центрального ризалита размещается столовая, в левом крыле — Гербовый зал. В южном ризалите и пристроенной к нему Кордегардии, соединяющей Восточный корпус с юнкерским училищем, оборудуется Музей Пушечного двора.
Главный корпус отреставрирован в 1995—1999 гг.




Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Казань
« Ответ #36 : 11-07-2013, 06:44:57 »


Архиерейский дом

Архиерейский дом расположен с юго-восточной стороны Благовещенского собора, построен в 1829 г. взамен разобранного дворца казанских архиереев XVII в. Архиерейский дом служил городской резиденцией главы православной церкви Казанского края.
Здание трехэтажное, кирпичное, оштукатуренное, с вальмовой кровлей. К прямоугольному в плане главному объему с восточной стороны примыкают три развитых ризалита. Вся композиция подчинена строгой симметрии относительно оси центрального ризалита, в котором располагалась домовая церковь. Фасады решены в формах позднего классицизма.
Входной узел по оси главного фасада в XX в. оформлен полукруглым в плане навесом на двух колоннах. Во второй половине XX в. был надстроен третий этаж. Первый этаж рустованный, над окнами клиновидные перемычки с выступающим замковым камнем. Окна второго этажа со скромным обрамлением окон профилированными наличниками с подоконными карнизами. Предстоит реставрация с восстановлением аттика над центральной частью главного фасада и шатрового купола над центральным ризалитом с восточного фасада.


Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Казань
« Ответ #37 : 11-07-2013, 06:46:54 »







Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Казань
« Ответ #38 : 11-07-2013, 06:50:10 »


В сквере перед зданием бывшего Архиерейского дома, южнее Благовещенского собора возвышается скульптурная композиция «Зодчим Казанского Кремля», открытая 18 ноября 2003 года.
Эта скульптурная композиция была задумана в 2001 году, как памятник зодчим разных эпох и национальностей, работавших в Кремле, своим талантом и трудом создавших этот уникальный архитектурный комплекс.
Вся планировочная структура Казанского Кремля, его основные функциональные зоны, сформировалась в период Казанского ханства в XV—XVI вв. трудом татарских зодчих. Постройки тех лет сохранились в основном в виде археологических остатков этих грандиозных по тем временам сооружений — стен, башен, дворцов, мечетей, мавзолеев. После взятия Казани Иваном Грозным Казанский Кремль активно застраивался русскими зодчими, в сложившейся планировочной структуре. Плоды их творчества разных веков мы можем наблюдать сегодня.
Уникальность результата труда зодчих разных эпох, культур и национальностей отмечена на международном уровне. Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО Казанский Кремль в 2000 году признан объектом Всемирного культурного наследия.
Для увековечивания памяти строителей, зодчих, архитекторов первым Президентом Республики Татарстан М.Ш.Шаймиевым было решено Установить в центре Казанского Кремля памятник «Зодчим Казанского Кремля». Зодчие представлены собирательными образами. Две фигуры — татарский придворный архитектор со свитком-чертежом Ханского дворца и русский зодчий с чертежом Спасской башни. Постамент украшен двумя поясами орнамента — в нижней части татарский, в верхней — русский, что символизирует последовательность культурных слоев построек.
По замыслу авторов эта скульптурная композиция символизирует взаимопроникновение и взаимообогащение русской и татарской культур.






Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Казань
« Ответ #39 : 11-07-2013, 06:54:10 »


Благовещенский собор

Благовещенский собор — самое крупное сооружение Казанского кремля и древнейшее из сохранившихся каменных построек Казани, расположен в центре комплекса. Построен в 1561—1562 гг. псковскими мастерами. Перестроен в 1691, 1736, 1835—1843, реконструирован в 1970—1980-е, реставрировался в 1996—2005 гг.
Первоначально это был пятиглавый шестистолпный трехапсидный храм с двумя приделами, соединенными папертью, которая огибала центральный кубовидный объем собора. Главы собора были шлемовидной формы.
Освящение собора состоялось в 1562 году. Собор подвергался многочисленным ремонтам и трем реконструкциям после пожаров. В 1694 г. узкие окна Благовещенского собора были расширены, храм украшен стенным письмом. В это же время с юго-западной стороны соборной паперти была возведена пятиярусная колокольня. В 1736 г. шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными, а центральная глава получила завершение в стиле украинского барокко.
В 1842—1843 гг. с западной стороны пристроена новая большая двусветная трапезная, высокое открытое крыльцо, превращенное в 1863 г. в крытую паперть, устроено печное отопление, замененное затем на калориферное. При проведении строительных работ было найдены архитектурные детали, возможно связанные с постройками ханского периода, находившихся по описаниям Писцовой книги 1566—1568 гг. напротив церкви у северных пределов. В 1869—1870 гг. собор был вновь расписан.
В 1930—х гг. снесены колокольня, западное крыльцо, главы собора.
Первоначально был выстроен 5-главый, 5-апсидный храм, окруженный двумя боковыми приделами. Центральный 6-столпный объем с четырьмя боковыми барабанами с луковичными завершениями и одним средним барабаном в стиле украинского барокко, три апсиды, боковые приделы с абсидами, проведена консервация трех фрагментов внутренней фресковой росписи в главном пространстве и трех фрагментов в апсидах алтарной части. Сохранился ряд декоративных элементов, один из которых — татарское надгробие XVI в., вмонтированное в кладку в виде перемычки над нишей для церковной утвари. Проведена реставрация масленных росписей, выполненных в начале XIX в. семейной бригадой иконописцев Сафоновых владимировской школы. Полностью воссоздан тябловый иконостас на период начала XVII в., украшенный басмой с сусальной позолотой. Также воссоздана резная сень над ракой с мощами св. Гурия, 4 киота с иконами в трапезной и 2 в тамбуре главного входа. Отреставрированы два предела — Северный и Южный с росписями и иконостасами. В основном объеме имеется цокольный этаж XVI века, который первоначально функционировал как отдельный шестистолпный храм Всех Святых. Стены и крестовые своды того помещения выложены из тесанных блоков известняка. В данный момент оно приспосабливается под Музей православного искусства.
В формах и конструкции четко прослеживается влияние псковского, владимирского, украинского и московского зодчества. Собор — уникальный памятник XVI—XIX в.
Центральный объем собора сложен из белого камня, сохранил свою первоначальную объемно-пространственную композицию — трехапсидный, шестистолпный, с пятью главами. Внутренние столбы в храме круглые, как в Успенском соборе Московского Кремля; вместо парусных переходов к главному куполу использованы тромпы — прием, присущий восточной архитектуре, уникальный для храмового строительства того времени. В декоративной обработке фасадов узорчатые пояски («бегунок», кирпич на ребро) соединены с аркатурами. Стены имеют килевидные завершения и позакомарные покрытия. Центральная глава барочной грушевидной формы, позолочена; боковые главы — луковичные, голубые, украшены позолоченными звездами. С южной и северной сторон к центральному объему примыкают два кирпичных придела с полукруглыми апсидами; с запада — обширная двухсветная трапезная. Трапезная кирпичная, оштукатуренная, с позакомарным покрытием, фасады декорированы плоскими пилястрами. Храмовая часть собора сохранила интерьеры XVI—XVII вв. Трапезная двусветная, по периметру устроены хоры с лестницей у западной стены. Стены храма и трапезной расписаны масляными красками (живопись XIX в.)
В 1973—1986 гг. осуществлена реставрация: восстановлены главы и их покрытия, произведена реставрация восточной, наиболее древней части храма.
В 1996—2005 гг. велись реставрационные работы. Реставрация живописи ведется московскими художниками-реставраторами.

Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Казань
« Ответ #40 : 11-07-2013, 06:54:36 »



Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Казань
« Ответ #41 : 11-07-2013, 06:55:04 »





Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Казань
« Ответ #42 : 11-07-2013, 06:55:22 »



Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Казань
« Ответ #43 : 11-07-2013, 06:56:35 »


Губернаторский дворец

Губернаторский дворец построен в 1845—1848 годах как дом «военного губернатора с помещениями для императорских квартир» по проекту известного архитектора, автора Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве. Его постройкой руководил архитектор, направленный из Петербурга в Казань для работы в строительной комиссии по восстановлению города после пожара 1842 года. Дворец был построен на месте, где в ханской столице был расположен дворцовый ансамбль, а в XVIII веке стоял обер-комендантский дом. Заложенный в 1845 году и законченный на исходе 1848 года, он состоит из главного корпуса и примыкающей к нему со двора низкой циркумференции служб. До 1917 г. здание являлось дворцом казанского губернатора с помещениями императорских квартир.
Дворец состоит из главного корпуса и примыкающего с севера низкого полукружия служб с проездом во внутренний дворик. Здание двухэтажное с антресольным этажом и подвалом, кирпичное. Главный корпус связан через переход по второму этажу с Дворцовой церковью. Внутренняя планировка решена по анфиладной системе.
Двухэтажное с антресольным и подвальным этажами здание имеет симметричное решение. Центром главного фасада является ризалит c восемью попарно расположенными на уровне второго этажа полуколоннами с гладкими стволами и капителями в коринфском ордере, увенчанный фронтоном, представляющим из себя три килевидные арки. В средней арке помещен герб Республики Татарстан. Главный фасад имеет два входа в виде крылец на двух колоннах с пальмовыми капителями, разделенных двумя поясками пополам. Верхняя часть ствола колонны со спиральными коннелюрами, нижняя — с вертикальными. Первый и второй этажи здания разбиваются рядом ордерных пилястр и арочных оконных проемов. Окна второго этажа имеют подвесные арки с лепными гирьками. Окна первого этажа полуциркульные с ажурным переплетом. Прообразом общего решения главного фасада Губернаторского дворца и, в частности, окон послужил Большой Кремлевский дворец в Москве. Центральный Ризалит акцентирован парадно оформленным флагштоком на котором развевается президентский Штандарт.
В отделке интерьеров, в отличие от эклектики в обработке фасадов, господствуют мотивы в стиле модернизированного русского классицизма.
Очень хороши пропорции аванзала в парадном втором этаже; он перекрыт коробовым сводом с крупными распалубками, прорезанный глубокими нишами с вписанными в них оконными и дверными проемами. Профилированной позолоченной полочкой подчеркнуты пяты свода; узкой полоской позолоты обведены очертания оконных ниш. Три высокие двери, ведущие в большой зал, соответствуют торжественному характеру апартаментов главного административного здания края.
В большом белом зале «Готическом» с плоским плафоном и большими плоскостями зеркал на стенах, позолота введена не только в узор фриза и орнамента плафона, но и в декор парадных дверей.
Эклектика с элементами русского классицизма, барокко, древнерусского зодчества, псевдовизантийского стиля.
Ремонтно-реставрационные работы ведутся с 1950 г. В 1979 г. отреставрированы вестибюли, в 1983 г. — главный фасад.
В 1996—97 г.г. произведены работы по реконструкции подковообразного пристроя, полностью здание реставрировано в 1998—2001 гг.









« Последнее редактирование: 11-07-2013, 06:58:49 от Sonic_off »

Оффлайн Sonic_off

  • Модератор
  • Друг
  • ****
  • Сообщений: 6906
  • Country: ru
  • Репутация: +16407/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Казань
« Ответ #44 : 11-07-2013, 07:03:19 »


Мечеть Кул Шариф

При включении в Список всемирного наследия ЮНЕСКО было признано целесообразным строительство мемориальной мечети исходя из принципа баланса культур и конфессий. Строительство Мечети в Казанском кремле сыграло немаловажную роль в консолидации двух основных народов, проживающих на территории Татарстана и в исполнении принципа баланса культур и конфессий на территории Кремля. Мечеть Кул Шариф является также мемориалом памяти павшим защитникам города Казани. По функции музея исламской мечеть призвана решить задачу исторической преемственности центра просвещения, каким являлась мечеть в комплексе с медресе в XVI в., основанная имамом Кул Шарифом.
Мечеть построена в 1996—2005 гг.
Созданию окончательного проекта мечети предшествовал конкурс на разработку проекта мечети, проходивший под эгидой Союза архитекторов Республики Татарстан. По итогам двух туров был разработан проект, объединивший идеи и замыслы ряда конкурсантов. Проектом предусмотрено копирование двора мечети с учетом перепада рельефа на две платформы: верхнюю — для ритуальных, нижнюю — для музейно-экскурсионных мероприятий.
Здание мечети Кул Шариф в плане представляет собой 2 пересеченных под углом 45° квадрата в виде известного в мусульманском мире знака, означающего «благословение Аллаха». Стены представляют собой восемь пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами из Корана и орнаментальными косичками. В образовавшиеся участки стен вписаны высокие стрельчатые окна, заполненные цветными витражами. Образующееся восьмилучевое пространство покрыто восьмилотковой кровлей. пространство центрального объема по центру перекрыто куполом с вершиной на высоте 36 м. Купол прорезан окнами в форме тюльпанов. Ассоциативно он связан с Казанской Шапкой. Входная группа двухэтажным полуцилиндром примыкает к основному объему с двумя псевдоминаретами, акцентирующими вход. Второй этаж нависает над входом, опираясь на круглые колонны. По углам основного объема расположены четыре основных минарета высотой 55 м. Мечеть имеет также 2 малых минарета и еще 2 на углах главного входного портала. Общее число полумесяцев составляет 8 — по числу минаретов исторической мечети Кул Шариф, существовавшей, согласно описаниям, в XVI веке на территории Ханского Кремля.
Внутренний объем здания имеет 5 этажей, включая цокольный и технический, и несколько промежуточных площадок-уровней, вспомогательного и технического назначения.
В трех надземных этажах расположен вестибюль главного входа с группой помещений имама, молельный зал и балкон-галерея для женщин.
В цокольном этаже, образующем стилобат здания, запроектированы женский распределительный вестибюль, помещения для омовений, гардеробы и Музей ислама.
Вход в мечеть организован с главной молельной площади, с северной стороны здания, вход в музей ислама — с нижней, южной платформы.
Помещение ритуального и музейного назначения жестко зонированы, «мужской» и «женский» потоки посетителей разделены и обеспечены самостоятельными входами и выходами.
В отделке здания применены уникальные отделочные работы, соответствующие рангу этого здания, такие как: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами.
В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы — гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик.