Принцесса УкокаОдно из исследований ДНК мумии показало, что она не принадлежала к монголоидной расе, а была ярко выраженным европеоидом. Эти данные подтвердила и реконструкция лица по черепу. Поскольку алтайцы относятся к монголоидной расе, эта новость вызвала бурную негативную реакцию со стороны алтайской интеллигенции. Однако, не существует специального гена расы. До половины популяции алтайцев имеют Y-хромосому, принадлежащую к гаплогруппе R1a, условно считающейся восточноевропейской (см. Y-хромосомные гаплогруппы в этнических группах). С другой стороны, в разных погребениях пазырыкской культуры обнаруживаются черепа, характерные как для монголоидов, так и для европеоидов, а также промежуточные варианты. Таким образом, нет причин для сомнения в генетической связи народа пазырыкской культуры с современными народами региона. Разумеется, эта связь должна существовать и со всеми народами, населявшими и окружавшими Великую Степь от Монголии до Дуная, вследствие общеизвестных неоднократных переселений кочевников. За исследования алтайских мумий (их, между прочим, было две – вторая принадлежала рыжеволосому мужчине) доктор исторических наук Наталья Полосьмак и заместитель директора института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академик Вячеслав Молодин в 2005 году получили Государственную премию.
Однако на протяжении 15 лет, прошедших с момента обнаружения мумий, история обросла совершенно невероятными слухами. Некоторым заинтересованным алтайцам совершенно не были интересны выкладки ученых, которые действительно помогли бы понять их происхождение и корни. Они дали волю своей фантазии – и вокруг девушки из кургана на плато Укок немедленно начали разрастаться мифы «национального значения». Древнюю жительницу Алтая совершенно «с потолка» нарекли «принцессой Кадын» и объявили родоначальницей алтайского народа. Вообще-то заинтересованные представители местной «духовной элиты» называли ее по-разному – в том числе, - «княжной» и «Жанной д’Арк тюркского эпоса». Популярность археологических находок достигла такой степени, что участники национальных праздников начали наряжаться по моде двухтысячелетней давности, копируя детали и фасон одежды «принцессы» и захороненного на плато Укок древнеалтайского воина. Затем был сделан следующий шаг - местные «духовные лидеры», а также руководители Республики Алтай начали пытаться заработать политический капитал на попытках обвинить археологов в «мести принцессы», проявившейся во всевозможных природных и социальных катаклизмах – от землетрясения 2003 года до монетизации льгот. На ученых-святотатцев свалили все беды республики. Местная общественность и отдельные представители администрации республики выступили с требованиями как можно скорее закопать «алтайскую принцессу», - мумия рыжеволосого мужчины была не так популярна, поэтому имела больше шансов остаться в руках археологов. Духовные и политические лидеры Алтая пытались объединить свой народ в борьбе с врагами – в данном случае, ими оказались ученые. Соответствующая образом настроенная общественность требовала закопать мумию, что, разумеется, грозило ей уничтожением и навсегда лишала археологов возможностей ее исследовать. Впрочем, слухи распространяли отнюдь не только алтайцы. В 2006 году один из центральных телеканалов показал документальный фильм под впечатляющим названием «Месть алтайской принцессы». Он вполне достоин использования в передаче «Невероятно, но факт», но его по непонятным причинам демонстрировали как фильм документальный, основанный на реальном, научном материале. «Внезапно где-то в горах послышался гром, хотя ясный день не предвещал беды. – вещал голос за кадром. - Водители-алтайцы, доставившие сюда экспедицию, заволновались. Один из них сказал, что духи Укока недовольны тем, что их побеспокоили». Однако, по мнению участников экспедиции, никакого грома среди бела дня, разумеется, не было. Не было в составе отряда и водителей-алтайцев. К тому же, все шоферы экспедиции были штатными сотрудниками Института археологии и этнографии СО РАН, которым и в голову не приходило предупреждать своих коллег о каких-то приметах. В конце марта министерство культуры Республики Алтай объявило о начале строительства музея и, соответственно, саркофага, и начало планомерную подготовку к эвакуации экспонатов из Национального музея имени Анохина, где республиканские власти и планируют учредить последнее пристанище мумии с плато Укок. Руководители заручились финансовой поддержкой Газпрома с целью создания музея, в котором для принцессы будет водружен саркофаг с соответствующим температурным режимом. Впрочем, наблюдатели отмечают некоторую парадоксальность ситуации. Дело в том, что с Газпромом до сих пор даже не заключен договор о выделении 271 млн. рублей на проект реконструкции музея, в котором должна быть размещена мумия. Скептически к подобным планам относится и Вячеслав Молодин. На его взгляд, самый идеальный саркофаг для «алтайской принцессы» в Институте археологии и этнографии СО РАН уже есть и, вероятнее всего, там она и останется. «На сегодняшний день никаких официальных заявлений и предложений о передаче мумии в какое-то другое место не поступало. – сообщил Молодин «Правде.Ру». - Идут только новости через газеты и интернет. Может быть, кому-то просто приятно запускать эту информацию. Я неоднократно говорил, что мумия принадлежит не мне, и вопрос о ее местонахождении должен ставиться на Президиуме Сибирского отделения РАН. Мы живем в одном государстве. Республика Алтай находится на территории Российской Федерации. В России есть свои законы. И никто ни у кого ничего отобрать не может».
Татуировка на плече мумии "Алтайской принцессы)Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая, сделано в 5-3 веках до нашей эры. Исследователи считают, что генетически населявший в то время народ близок к современным селькупам и уйгурам.Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. На сегодняшний день мумия хранится в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, в Новосибирске. В Горно-Алтайске в данный момент строится здание для хранения мумии. Это здание будет пристройкой к основному зданию национального музея и будет напоминать курган, откуда была извлечена мумия.
Источник: Надежда Морозова