Воскресенский монастырь в Угличе не сохранил сведений о времени своего основания. Известно лишь, что в конце XIV века на этом месте уже стоял мужской монастырь, состоявший целиком из деревянных построек и находившийся немного ближе к берегу, у впадения в Волгу Троицкого ручья, на том месте, где стоит сейчас церковь Рождества Иоанна Предтечи ?что на Волге?. В начале XVI века в монастыре были погребены богатые угличские помещики Грязные, из рода которых была Ксения Шестова, мать первого русского царя из династии Романовых − Михаила Федоровича. Частые половодья постоянно подмывали стены и здания, приводя их постепенно в негодность. И в 1674 году здесь, немного дальше от Волги, развернулось грандиозное каменное строительство. Средства на него пожертвовал митрополит Ростовский Иона Сысоевич, который принимал постриг именно в Воскресенском монастыре в Угличе и не забыл о первой своей монашеской обители.
В основу строительства нового каменного комплекса была заложена идея монастыря-города «во образ небесного горнего града», большим приверженцем которой был святитель Иона. Эта задача была выполнена виртуозно; созданный огромный комплекс поражал воображение современников. Ансамбль вытянут по одной линии с севера на юг и впечатляюще выглядит с любой точки. В его состав вошли: пятиглавый Воскресенский собор, звонница с церковью Марии Египетской и трапезная палата с церковью Одигитрии (Смоленской иконы Божией Матери). Весь комплекс был обнесен оградой со святыми воротами, позднее утраченной. Сейчас ограда восстановлена заново. Строительство длилось до 1677 года.
Главный храм монастыря − Воскресенский собор − по архитектуре своей близок к храмам Ростова Великого, строившимся примерно в то же время. Он пятиглавый, на высоком подклете, с мощным центральным барабаном, с двумя боковыми приделами − Михаила Архангела и Иакова. С запада к нему примыкает открытая галерея-гульбище, которая тянется вдоль собора и звонницы и ведет к трапезной, как бы подчеркивая единение всех построек комплекса. Со стороны западного входа в собор на галерею ведет шатровое крыльцо. Стены собора, центральный барабан и галерея украшают поливные изразцы; они же вкраплены в стены звонницы монастыря. На изразцах изображены животные, птицы, батальные сцены. В соборе сохранился иконостас, по-видимому, позднейший, но в него включены несколько древних икон. За иконостасом сохранились небольшие фрагменты первоначальных росписей XVII века; прочие же росписи были выполнены в XIX веке местным живописцем Д.Бурениным.
Звонница монастыря также близка по композиции к ростовской. В составе всего ансамбля она кажется не очень большой, но на самом деле в ней целых четыре яруса. В нижнем были сделаны ворота, служившие для въезда на монастырский двор. Второй ярус − служебный, к нему пристроена открытая галерея, ведущая от собора. В третьем ярусе располагается церковь «под колоколы», посвященная преподобной Марии Египетской. И, наконец, четвертый ярус – это ярус звона, с тройными арочными пролетами на фасадах и с двойными, полукруглой формы − на торцах.
Третья составляющая монастырского комплекса − трапезная палата с церковью Смоленской иконы Божией Матери, или Одигитриевской. На ней поставлена часовая башня, на которой когда-то были часы с колокольным боем. Изначально над башенкой стоял шатер, но в XIX веке он был заменен на более простое покрытие.
Новое место для монастыря тоже оказалось не слишком удачным. Слабый песчаный грунт, к тому же подмываемый подземными водами, плохо держал фундаменты, и монастырские здания начали обрушаться. В 1764 году монастырь был упразднен, а комплекс зданий передан приходу как обычная приходская церковь. Ограду монастыря и Святые ворота разобрали…
К началу XX века бывший монастырь подошел в чудовищно плачевном состоянии. Перестройки, делавшиеся силами прихода, сильно исказили его облик, расползающиеся фундаменты грозили обрушением всех зданий комплекса, и исследователи всерьез опасались, что вскоре на месте великолепного ансамбля останется груда щебня и обломки стен.
С приходом советской власти этот приход был упразднен в числе первых, и им вовсе перестали заниматься. Когда же в 1930-х годах началось строительство Угличской ГЭС и уровень воды в Волге поднялся, зданиям монастыря, казалось, грозила неминуемая гибель. Однако творение зодчих XVII века выстояло и дождалось 1950-х годов, когда была проведена его реставрация. Благодаря новым технологиям укрепили грунт, чтобы предотвратить новую опасность обрушения (проект профессора химии Б.А.Ржаницына, специалиста по силикатированию грунтов).
В 1999 году монастырь был передан церкви, в нем снова возродилась мужская обитель. Постепенно он был отреставрирован, и сейчас величественный и грандиозный комплекс окружен новыми стенами с воротами, а в стенах его храмов снова ведутся богослужения.
Sonic_off