Загоняли меня вчера на работе, совсем не было времени на свои дела - безобразие...
Ну ладно, сегодня вроде спокойнее, поэтому продолжаю...
XVII — НАЧАЛО XIX ВЕКАМонастырская вотчина, разграбленная и уничтоженная интервентами, долго не могла оправиться после разгрома, о чем свидетельствует описание имений Троице-Сергиева монастыря в 1614 г.: "Что было сельцо Тушино на речке Всходне, да к нему ж припущена была в пашню пустошь Городище, да пустошь, что была деревня Наумова, да пустошь, что была деревня Подберезье... А по приправочным книгам письма Лукина Васильцова и подьячего Олексея Шапилова 102 году (1594) написано село да деревня, две пустоши, два двора монастырских, двор коровей, 35 дворов крестьянских, 9 дворов бобыльских, а людей в них тоже. А по новому дозору все стало впусте".
Но уже в 1623 г. Тушино вновь числится сельцом, в котором записаны двор монастырский с приказчиком, 16 крестьянских дворов и 20 дворов бобылей, не связанных с пашенным земледелием. К1646 г. в нем насчитывается 39 крестьянских и 10 бобыльских дворов, 120 человек мужского населения. Восстанавливается и мельничное производство, в котором заняты 2 бобыля-мельника, "да крестьянский сын кормится мельнической работой".
Новым бедствием стала эпидемия чумы 1654 г. Исчезла деревня Наумово, упоминавшаяся последний раз в 1646 г. В Тушине к 1678 г. количество жителей сократилось до 62 и толь¬ко к 1704 г. возросло до 104 человек.
Тушино числилось сельцом, поскольку оно было центром монастырской вотчины, но не имело церкви. Но в 1730 г. и Тушино стало селом: "Июня 18 числа запечатан указ о строении церкви, по челобитью Троицкого Сергиева монастыря архимандрита Варлаама с братьею, велено: в Московском Уезде, в вотчине оного монастыря, в селе Туши¬не с деревнями, из дому Ее Высочества государыни царевны Прасковьи Ивановны (дочь соправителя Петра I Ивана Алексеевича и родная сестра императрицы Анны Иоанновны.) церковь деревянную во имя Всем Скорбящим перевесть и построить вновь во имя тот же храм..."
О состоянии монастырской вотчины и повинностях крестьян свидетельствует опись, составленная в 1763 г., накануне секуляризации церковных владений. В ней подробно описан монастырский двор с двумя кельями "для приезду властей" и житницами, занимавший площадь 111 саженей в длину и 37,5 в ширину (соответственно около 222 и
75 м), который располагался рядом, на известном уже Тушинском поле за рекой Всходней. Там же находился и скотный двор, где содержа¬лось 10 коров, 30 овец и ягнят. Видимо, монастырский двор использовался и для хранения припасов, поступавших из других имений Троице-Сергиева монастыря. Здесь содержалась постоянная охрана из 5 сторожей. Жалование сторожам и расходы "для приезду из означенного монастыря строителей и прочих служек" составляли 100 рублей в год и оплачивались за счет дополнительных сборов с крестьян. В целом крестьянские повинности оценивались в сумму около 4,5 рублей с каждого жителя (сведения о них приводятся в нашей книге ниже, в рассказе о селе Спас).
В описи имеются подробные описания мельниц, находившихся около Тушина. При Устьинской мельнице указаны "изба с сенми, во оных сенях два чулана, над ними светелка", при другой мельнице - "анбар, черная изба с сенми, во оных сенях два чулана; конюшня с сараем". Оброке мельниц монастырь должен был платить Казенной палате. Предприимчивые чиновники палаты по собственному усмотрению передали мельницы на оброк московским купцам: Устьинскую московскому бургомистру, 1-й гильдии купцу Митрофану Петровичу Переплетчикову за 51 рубль в год, остальные - владельцу суконных мануфактур купцу 1-й гильдии Ивану Ивановичу Медовщикову за плату по 30 рублей за каждую. Такое решение вызвало недоумение не только крестьян, но и составителя описи поручика М. Иевлева: "Вышеописанные мельницы строены крестьянским коштом (то есть на средства крестьян), по какому указу взяты в губернскую канцелярию, того оне крестьяне показать не знают".
После секуляризации церковных владений в 1764 г. крестьяне перешли в подчинение Государственной коллегии экономии. Для тушинских крестьян, повинности которых прежде были в несколько раз больше, чем в соседних владениях, эта реформа имела благоприятные последствия. Барщинные работы были заменены уплатой денежного оброка в размере 1,5 рубля с каждой "ревизской души" (к ним относилось мужское население независимо от возраста). К 1783 г. эта сумма была увеличена до 2,5 рублей, но и при этих условиях положение крестьян значительно улучшилось. Если раньше большую часть их времени отнимали монастырская пашня и перевозки многочисленных грузов для монастыря, то теперь они могли свободно распоряжаться своим трудом. Основу их доходов составили неземледельческие промыслы: извозничество, содержание постоялых дворов, гонка леса по Москве-реке из Гжатского уезда Смоленской губернии.
Даже, несмотря на большую смертность в Тушине во время чумной эпидемии 1771 г. его население заметно прирастает: по сведениям Экономических примечаний 1800 г. здесь числятся уже 42 двора, 152 человека мужского и 173 женского пола, при этом состояние крестьян оценивается как зажиточное - что отмечалось очень редко.
В Экономических примечаниях второй половины XIX в. Тушино записано как село с деревянной церковью во имя Рождества Богородицы. Но церковь существовала недолго. В 1800 г. оно уже числится деревней и в этом статусе остается более столетия. Впоследствии на месте бывшей церкви построена часовня, к которой ежегодно, 15 августа и 8 сентября, совершался крестный ход из церкви Преображения в селе Спас.
Описание 1800 г. содержит интересные сведения о природных условиях местности, отличных от современных: "Река Москва в летнее жаркое время бывает шириной 15 саженей, глубиной пол-аршина. Грунт земли иловатый. Хлеб родится: рожь, пшеница, овес, ячмень средственный, гречиха хорошая. Покосы хороши, лес мелкий кустарник, в нем зайцы, тетерева, а при реках дикие утки.
Владелец Устьинской мельницы М.П. Переплетчиков, московский бургомистр, переделал ее в лесопильню. Фабриканты И.И. Медовщиков и Н.И. Иванов, совместно владевшие мельницами Подсельной, Мостовой и Старчевкой, организовали на них сукновальное производство. В конце XVIII в. все мельницы перешли во владение генерала князя И.С. Барятинского, который сдавал их московским сукновалам. Тушинские крестьяне, лишенные возможности для размола собственного зерна, в 1805 г. подали в Московский уездный суд жалобу на князя, доверенные лица которого не считались с их интересами. Московская Фемида не спешила с ее рассмотрением. Только в 1811 г. был направлен для расследования судейский чиновник, который ограничился рапортом, что на мельницах валяется сукно для казенных надобностей, а пшеницу и рожь мелют, "когда нет сукон".
Как видим из приведенного примера, государственные крестьяне не боялись отстаивать свои интересы. Видимо, и во время французского нашествия в 1812 г. они были более сплочены и активны, защищая свое добро от интервентов.