«А́лма-Ати́нская» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Конечная станция южного радиуса расположена после станции «Красногвардейская». Находится в районе Братеево Южного административного округа Москвы (юго-восток города). Открытие 187-й станции Московского метрополитена состоялось 24 декабря 2012 года.
Станция стала второй в районе после открытия станции «Борисово»
Люблинско-Дмитровской линии 2 декабря 2011 года. Минимальное расстояние между станциями составляет 1,38 км.
Из-за близкого расположения некоторых наземных объектов (в частности, пруда-отстойника) за станцией не были построены оборотные тупики. Их заменил перекрёстный съезд перед станцией. Поезда в сторону станции «Красногвардейская» отправляются с обоих станционных путей.
Первоначальное проектное название станции — «Промзона» — связано с планами 1990-х годов построить к югу от Братеева промышленно-товарный комплекс, который обеспечил бы жителей близлежащих районов рабочими местами. Однако проект был заброшен после 2000 года, в том числе и в связи с изменением трассы Люблинско-Дмитровской линии.
Название «Братеево», как и современного района Москвы, планировалось дать по названию села Братеево, располагавшегося северо-западнее строящейся станции. (Ранее это наименование планировалось для станции метро «Борисово», которая открылась 2 декабря 2011 года).
От посольства Казахстана поступило предложение переименовать строящуюся станцию «Братеево» в «Алма-Атинскую»
(примерно в 660 метрах от северного вестибюля расположена Алма-Атинская улица). Одновременно одна из станций Алма-Атинского метро должна была получить название «Московская». Однако группа лингвистов и историков обратилась в начале ноября 2011 года к мэру Москвы Сергею Собянину с убедительной просьбой
оставить для строящейся станции метро название «Братеево», так как этот топоним уникален, он больше не повторяется нигде в России. Название «Братеево» известно с 1628 года.
На заседании правительства Москвы председатель комитета общественных связей города Александр Чистяков рассказал, что одной из проектируемых станций метро планируется присвоить название «Алма-Атинская». Его предлагается присвоить одной из станций метро в районе Братеево на юге Москвы, в соответствии с предложением посла Республики Казахстан и в связи с заслугами Панфиловской дивизии, которая была сформирована в 1941 году в Алма-Ате и проявила героизм в битве под Москвой. В Алма-Ате же будет открыта станция «Москва». Распоряжением Правительства Москвы № 915-РП от 29 ноября 2011 года строящаяся станция метро «Братеево» переименована в станцию «Алма-Атинская».
В конце февраля 2012 года появилась возможность возвращения станции прежнего названия «Братеево». По информации «Российской газеты», мэр Москвы Сергей Собянин поддержал жителей, которые требуют вернуть строящейся станции метро
«Алма-Атинская» название «Братеево», а сами жители провели серию пикетов на Чистых прудах неподалёку от посольства Казахстана, которые прошли днём с 12 по 14 марта.
26 марта станция «Алма-Атинская» переименована в «Брате́евскую», заявил депутат Государственной думы, бывший заместитель мэра Москвы по градостроительной политике Владимир Ресин в ходе инспекции строительства первого из 200 возводимых в Москве храмов. По словам Ресина, чиновникам следует обратить внимание на мнение местных жителей, выступивших против переименования. А станция с названием «Алма-Атинская» появится в другом районе города. В каком, пока не известно. В то же время, в сообщениях СМИ о пресс-конференции мэра Москвы С. С. Собянина 23 апреля 2012 года, на которой он говорил о новых станциях метро, опять фигурировало название «Алма-Атинская». На пресс-конференции, посвящённой метро и состоявшейся 7 августа 2012 года, на вопрос о переименовании станции заместитель мэра по делам транспорта Москвы, Марат Хуснуллин ответил, что название станции на данном этапе приоритетом не является, в то же время отказавшись давать какие-либо уточнения по данному вопросу.
Строительство станции метро «Алма-Атинская» («Братеево»), вид с холма. 2 октября 2012 года. В 1988—1989 годах было разработано технико-экономическое обоснование строительства Замоскворецкой линии метрополитена. В начале 1990-х годов началось освоение площадки под строительство новой станции метро в Братееве. Однако вскоре работы были приостановлены. По словам бывшего начальника Московского метрополитена Д. В. Гаева, начало строительства станции планировалось на 2012 год.
Проект строительства Замоскворецкой линии Московского метрополитена на участке от станции «Красногвардейская» до станции «Братеево» с электродепо был скорректирован в соответствии с планом строительства метрополитена в Москве на 2005—2007 годы и проектом городской целевой программы развития Московского метрополитена на 2007—2009 годы.
В декабре 2010 года на участке строительства была проведена очистка территории, восстановлена часть ограждений и установлен новый информационный щит, на котором строящаяся станция называлась «Братеево».
8 апреля 2011 года стало известно, что по результатам открытого конкурса право проектировать новый участок Московского метрополитена «Красногвардейская» — «Братеево» получил Государственный институт по изысканиям и проектированию инженерных сооружений и коммуникаций «Мосинжпроект».
27 мая 2011 года на официальном сайте Правительства Москвы была опубликована «Программа комплексного развития ЮАО города Москвы 2012—2016 гг», в которой значилось строительство участка «Красногвардейская» — «Братеево». С этого же месяца начались активные работы по совмещённому графику: проектирование, подготовка площадок и строительство. В соответствии с Транспортным генеральным планом Москвы, станцию планировалось открыть к концу 2012 года.
10 августа 2011 года по информации префектуры Южного административного округа столицы, открытие станции «Братеево» намечалось на сентябрь 2012 года. 19 декабря 2012 года планировалось открытие станции, однако строители заявили, что не успевают сдать объект к запланированному сроку. Стоимость строительства участка и станции составила около 15,8 млрд рублей.
Архитектура максимально лаконична. Станционный зал перекрыт пологим гладким, эллипсовидным по очертанию сводом.
Путевая стена облицована серыми гранитными плитами. Граница свода и путевой стены акцентирована красной линией (окрашенная металлическая труба).
На полах плитами светлого и тёмного гранита выложен шахматный геометрический рисунок. В целях безопасности края платформы обозначены полосами контрастного гранита и светодиодными полосами.
Основным элементом оформления станционного зала стали металлические конструкции в виде расположенных вдоль продольной оси станции девяти пар параболических дуг длиной около 11 метров с веерообразными расширениями на концах. По замыслу архитекторов,
эти конструкции символизируют казахскую юрту.
Освещение осуществляется расположенными между дугами люминесцентными светильниками.
Освещение от параболических дуг направлено в сторону поездов, прибывающих со станции «Красногвардейская». Особенностью станции является то, что интервальные часы на обоих путях расположены с одной стороны (ближней к станции «Красногвардейская»).
Станция имеет два вестибюля: из северного вестибюля выйти к Братеевской и Паромной улицам, из южного — к Ключевой улице и парку у реки Городни.
Северный вестибюль — наземный, в плане эллиптический, продольная ось эллипса перпендикулярна продольной оси станции.
Соединён со станционным залом тремя эскалаторами и лифтами. Вестибюль украшен имитацией витража, изображающего яблоню на фоне Алма-Аты и гор, окружающих город. Инсталляция выполнена из цветных декоративных плёнок, наклеенных на стекло (так называемый, плёночный витраж).
Южный вестибюль — подземный, соединён с уличным пространством системой переходов. В его оформлении, также, как и в оформлении платформенного зала,
использованы гранит и мрамор. Лестничные сходы оборудованы пандусами для колясок и накрыты павильонами.